Художник Александр Шевченко: наследие мастера
Часто бывает так, что настоящий талант художника признается только после его смерти. Однако случается и так, что этому открытию приходится происходить слишком поздно, когда произведения мастера уже не обнаружить. Вот почти что такая ситуация была с наследием российского, а затем уже советского художника Александра Васильевича Шевченко. Но судьба его творчества окончилась счастливо. Рассмотрим подробнее.
В настоящее время имя художника Александра Шевченко оказалось известным разве что абсолютным знатокам, тогда как более 100 лет назад его работы вызывали значительный интерес и споры. Биография Александра Васильевича была богата событиями.
Александр Васильевич Шевченко - художник-авангардист, родившийся не в художественной среде. Его отец работал приказчиком в Харькове, но художественные способности мальчика заметил преподаватель Дмитрий Бесперчий, сам являвшийся учеником Карла Брюллова. Именно он стал первым наставником будущего художника.
Мальчик начал проявлять все больший интерес к искусству и в театре. К тому моменту, когда семья переехала в Москву, Александр Шевченко уже работал помощником главного художника оперного театра и пробовал себя в качестве декоратора.
Поступив в Строгановское училище на декоративное отделение, молодой художник уже на начальных этапах обучения выделялся своим талантом. Премия за победу на выставке ученических работ позволила ему отправиться за границу, где он работал в мастерской Эжена Каррьера и учился в частной академии художеств. По возвращении в Россию он продолжил обучение в Московском училище живописи у Коровина, но был отчислен вместе с другими студентами, которые также поддерживали новые течения в живописи.
Сам Александр Шевченко считал, что истоки его работы с цветом были заложены в Париже. Художник увлекался всем, что импрессионисты представляли в своем творчестве, и именно во Франции он нашел свое настоящее призвание и заложил основы своего будущего художественного стиля.
Сегодня произведения Александра Шевченко можно увидеть в многих галереях России и мира, а его имя стало символом революционных идей нового искусства.
Новые направления в искусстве живописи стали возмущением для тех, кто придерживался классических канонов. Молодые художники, в том числе Александр Шевченко, начали активно экспериментировать с формой и цветом, что привело к возникновению новых течений. По словам гениального художника Михаила Ларионова, Александр Васильевич был наиболее традиционным среди других художников, но вводил новые формы в картины, соответствуя академическим канонам.
Хотя в творчестве Александра Шевченко сосредоточены основные тенденции его времени, его стиль можно охарактеризовать как экспериментальный. Художник любил работать с формами, светопередачей, графическими техниками, цветом и композицией. Шевченко был близок к группе художников «Ослиный Хвост», а также участвовал в выставках объединений «Бубновый Валет» и «Мир Искусства», позднее организовав свой собственный «Цех Живописцев».
Новое направление в искусстве привлекало творческую молодежь, которая уделяла больше внимания форме и цвету, чем сюжету. Получив влияние французских импрессионистов и русских символистов, Шевченко стал разрабатывать свой собственный стиль, вдохновленный идеями Поля Сезанна.
В поздних работах художника заметны мотивы ироничного примитивизма. Шевченко назвал свой стиль тектоническим примитивизмом и видел его истоки в русской иконописи, лубочной живописи и технике Поля Сезанна. Он поддерживал течение "Неопримитивизм", которое характеризовалось обобщенностью форм и композиционной монументальностью.
Позже Шевченко вернулся к символизму, но его собственный символизм был уже совсем другим, отличающимся своей монументальностью и обобщенностью форм. В своем творчестве художник всегда стремился к самовыражению и не принимал ни одно течение до конца.
Художник Александр Васильевич Шевченко не смог остаться в стороне от Первой мировой войны – он провел на фронте несколько лет и получил серьезное ранение. В 1917 году, когда произошла Октябрьская революция, жизнь Шевченко изменилась кардинально. Он вступил в период активной деятельности, организуя выставки, объединения и разработку новой художественной концепции. Наркомпрос поручил ему организацию печатных мастерских, и он был назначен их директором. Кроме того Александр Шевченко участвовал в создании Музея художественной культуры.
Однако, несмотря на все его дела, наступили трудные времена. В 1930 году художника обвинили в "эстетствующем формализме", а его персональную выставку в Пушкинском музее закрыли совсем скоро после открытия. Работа над монографией художника в этот период также прекратилась, и картины Шевченко были отправлены в запасники. Тем не менее, работы мастера продолжали пользоваться популярностью за рубежом – их выставляли в Англии, Италии, Германии и Швейцарии.
Жизнь художника не была лишена и ярких моментов. После революции Александр Васильевич стал преподавать в Государственных свободных художественных мастерских – ВХУТЕМАСе, являвшемся позднее ВХУТЕИНом, и преподавал там более 10 лет. Как декан живописного факультета ВХУТЕИНа он работал долгие годы. Позднее, когда он ушел из института, Александр Шевченко руководил кафедрами живописи в Центральном художественно-промышленном училище и Московском текстильном институте. Шевченко был великолепным педагогом и многие студенты любили его за то, что он не навязывал свое мировоззрение и методы, а наоборот, старался развивать индивидуальные способности каждого своего ученика.
Династия художников Шевченко
В личной жизни Александра Шевченко были талантливые друзья и супруги. Его первая жена, Надежда Псищева, познакомилась с ним в Строгановке и оставила обучение для изучения работ мастеров во Франции вместе с мужем. Однако Надежда умерла молодой, не успев раскрыть свой талант. Еще одна женщина — тетя Татьяны, дочери Шевченко — стала второй женой Александра. Татьяну воспитывала тетя после смерти матери в двухлетнем возрасте. Отец устраивал для дочери первые заказы, преподавал ей живопись и давал советы. Со временем она стала признанным живописцем, мастером колористики и создавала многоплановые поэтические работы. Она унаследовала талант от своего отца и продолжила семейную династию художников Шевченко.
При рассмотрении картин Александра Шевченко, выполненных в разные периоды его творчества, легко заметить, как менялось его мироощущение.
В ранних работах художника, например в картине "Карусель", выполненной в 1907 году, угадываются мотивы импрессионистов. Размытые контуры, чистые краски и игра света и тени отсылают нас к этому направлению. Однако, гуашная техника дает плотность цвета, а сочетание красного, зеленого и голубого оттенков напоминает лубочную живопись.
В более поздних работах, например в работе "Город", выполненной в кубистской технике, мы видим пересечение острых граней и линий, динамический ритм и нарушение правил композиции. Вместе с этим, форма не превалирует над содержанием.
В работах, выполненных в примитивистской технике, художник часто использует бытовые сцены, превращая их в произведения искусства. Примером такой работы стал "Портрет поэта", а также "Зима в Зубцове" с музыкальным обозначением.
На протяжении своей жизни мастер сочетал графику с живописью, создавая картины с женскими образами, а также пейзажи в заснеженной природе. В его творчестве были присутствующими кавказские мотивы и примитивизм, а также тектонический примитивизм.
В конце жизни мастер создавал приглушенные картины с использованием импрессионистской техники мазка, а также живописные и графические работы, в некоторых из которых особо бросается в глаза выразительная передача света и тени, способностью заставлять работать белый фон.
Наследие Александра Шевченко: что стало с творчеством художника
Александр Шевченко – гениальный, но недооцененный художник. Он известен своими живописными работами, которые можно найти в Третьяковской галерее, Русском музее и Пушкинском музее. Однако, мало кто знает, что он также был графиком и теоретиком искусства, и создавал монотипии. В некоторые периоды своей жизни, графика становилась ведущей в его творчестве. Обучение в Строгановке, вероятно, повлияло на это.
Не так давно был найден уникальный семейный архив Александра Шевченко, состоящий из работ художника, его дочери Татьяны Шевченко и первой жены Надежды Псищевой. Это портреты, жанровые картины и пейзажи, выполненные в различных техниках. В коллекции также есть графика, монотипии, резные фигурки из дерева и ларцы, а также архивные документы и личная переписка. Однако, находившийся в плачевном состоянии архив, испорченный во время потопа в художественной мастерской Татьяны Шевченко, не позволял аккуратно хранить ценные работы.
Обнаружив коллекцию, антиквар Дмитрий Поманский рекомендовал правнучке Александра Шевченко продать архив. Средства на покупку были выделены российским бизнесменом Аркадием Колениченко, которому коллекция заинтересовала. Каждая работа из архива была упакована и перевезена в другое место, чтобы сохранить их наилучшим образом.
Сегодня наследие художника Александра Шевченко разобрано еще не полностью, и предстоит проделать большую работу. Собранные работы не так часто представлены в музеях, поэтому Аркадий Колениченко планирует организовать выставку этих работ в коллекции русских музеев. Он также намерен издать подробный каталог коллекции, чтобы люди смогли лучше ознакомиться с творчеством Александра Шевченко и его семьи.
Аркадий Викторович Колениченко - известный бизнесмен и коллекционер искусства, который является учредителем и руководителем нескольких многопрофильных компаний в Москве и Владимирской области. Он также интересуется искусством и имеет значительную коллекцию различных предметов.
Раньше Александру Шевченко присваивали титул "художник до мозга костей". Но теперь его имя известно только специалистам в этой области. Однако, благодаря наследству Александра Васильевича, нынешнее поколение зрителей сможет переосмыслить его творчество и открыть для себя новые грани его таланта.
Фото: freepik.com