Как оформить личную медицинскую книжку и сколько это будет стоить?

Как оформить личную медицинскую книжку и сколько это будет стоить?

Получение медицинской книжки необходимо для работы в сферах, которые напрямую связаны с здоровьем людей, таких как общественное питание, пищевое производство, торговля, детские образовательные учреждения и медицинские учреждения. Получение этого документа связано с затратами времени и денег. Однако законодательством РФ строго регламентируется обязательность получения медицинской книжки, и отсутствие ее у сотрудника может повлечь за собой различные виды ответственности для как работодателя, так и работника. Рассмотрим подробнее нюансы оформления и продления этого документа для отдельных категорий работников.

Для работы во многих отраслях России необходимо получить личную медицинскую книжку (ЛМК), которая подтверждает отсутствие инфекционных заболеваний у ее обладателя и выпускается по результатам медицинского осмотра. Соответственно, работник обязан пройти такой осмотр, а работодатель - оплатить и контролировать его. Кроме того, существует перечень профессий и должностей, обязанных иметь ЛМК.

Обязательство получения ЛМК распространяется на граждан в возрасте до 18 лет, работников, занятых на тяжелых или опасных работах, на работах связанных с транспортом, а также на работников организаций пищевой промышленности, общественного питания, лечебно-профилактических учреждений и других организаций.

В соответствии с законодательством, медицинскую книжку необходимо иметь для работы с продуктами питания и питьевой водой, в образовательных и оздоровительных учреждениях, в сфере туризма и гостеприимства, торговле, коммунальном и бытовом обслуживании населения, а также при обслуживании населения в учреждениях здравоохранения и в строительстве и ремонте с использованием иностранной рабочей силы. Кроме того, получение медицинской книжки обязательно для представителей государственной службы и работников бюджетных организаций, в том числе в центрах дезинфекции и их подразделениях.

Работники, не имеющие личной медицинской книжки, не могут приступить к работе в перечисленных отраслях, их допуск к работе запрещен. Российское законодательство предусматривает не менее 25 федеральных законов и кодексов, в которых обязательство получения ЛМК прописано для различных профессий и должностей.

Ответственность за отсутствие медкнижки

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», если руководство организации нарушает требования санитарного законодательства об обязательном медицинском освидетельствовании работников и отсутствии личной медкнижки у работников, то предусмотрена три вида ответственности: дисциплинарная, административная или уголовная.

При проверке Роспотребнадзором отсутствие медкнижек или подделка данных влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ. Гражданам грозит предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей, должностным лицам – штраф от 500 до 1000 рублей, индивидуальным предпринимателям – штраф от 500 до 1000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток, а юридическим лицам – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

Согласно статье 236 УК РФ, если в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил при отсутствии у виновного личной медицинской книжки произошло массовое заболевание или отравление людей, то уголовная ответственность может быть следующей: штраф до 80 000 рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6-ти месяцев, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до 1 года, лишение свободы на срок до 1 года.

Статья 327 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за подделку бланков медицинских книжек, а также штампов и печатей о прохождении медосмотра.

Работодатель несет административную ответственность за уклонение от организации предварительных или периодических медосмотров и выдачу медицинских книжек. По статье 5.27 КоАП РФ при выявлении такого нарушения он может быть облагаем штрафом в размере до 50 000 рублей, а при повторном нарушении – до 170 000 рублей.

Медицинская книжка представляет собой многостраничный документ, форма которого была утверждена приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте». Данный документ содержит информацию о владельце, а именно его фамилию, имя, отчество, год рождения, домашний адрес и должность.

На второй странице медицинской книжки располагается фотография владельца, подпись и печать организации, которая выдавала документ. Третья страница содержит информацию о владельце книжки, а каждая следующая страница посвящена перенесенным инфекционным заболеваниям, профилактическим прививкам, результатам обследований и прочим отметкам.

Кроме того, в медицинской книжке размещается заключение врача о допуске к работе по результатам медосмотра. На последней странице документа помещается правовая информация для владельца.

Если вы собираетесь оформить медицинскую книжку, то возникает логичный вопрос: где ее можно приобрести? Книжка относится к документам строгой отчетности и не подлежит свободной продаже. Купить ее можно только в специализированных медицинских центрах и организациях, уполномоченных Роспотребнадзором, таких как СЭС. Цены на медицинские книжки в различных регионах страны могут варьироваться от 150 до 300 рублей.

Оформление медицинской книжки является обязательным процессом при трудоустройстве на определенные должности. Для прохождения медицинских осмотров нашими гражданами необходимо знать некоторые важные этапы. В данной статье описываются все необходимые шаги, которые должен пройти каждый человек, чтобы легально получить личную медицинскую книжку.

Содержание процесса оформления медицинской книжки регулируется следующими законодательными документами: Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказ Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 года № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», и Приказ ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» от 27 апреля 2005 года № 20 «О взаимодействии с организациями, осуществляющими профилактические медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку».

Вся процедура оформления медицинской книжки состоит из нескольких этапов:

  1. Представление заявления о проведении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в территориальный центр Федерального бюджетного учреждения здравоохранения (ФБУЗ) «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
  2. Заключение договора с физическим или юридическим лицом независимо от формы собственности на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
  3. Регистрация и выдача ЛМК - без голограмм.
  4. Прохождение медицинского обследования, которое включает различные медицинские осмотры, лабораторные и аппаратные исследования в зависимости от должности работника. Результаты соответствующих исследований заносятся в соответствующие разделы медицинской книжки.
  5. Получение заключения о допуске к работе по результатам медицинского осмотра и соответствующей отметки в разделе V медицинской книжки.
  6. Прохождение гигиенического обучения, включающего очную и заочную части.
  7. Прохождение гигиенической аттестации с возможностью одной повторной сдачи на следующий день.
  8. Внесение результатов аттестации в личную медицинскую книжку и голографирование.
  9. Выдача личной медицинской книжки.

В случае, если работник направлен работодателем, вышеописанные шаги начинаются со вскрытия раздела IV. Для прохождения медицинского осмотра в целях выдачи ЛМК впервые необходимо иметь при себе заявление, паспорт, одну фотографию размером 3х4, заявление от работодателя на прохождение гигиенического обучения и квитанцию об оплате.

Кроме того, проверка подлинности личной медкнижки, полученной в столице, возможна в Реестре г. Москва в Интернете по адресу: mossanexpert.ru/service/proverka-medknizhki/.

Стоимость гигиенического обучения вместе с бланком чистой медицинской книжки составляет от 700 до 1500 рублей.

Следуя всем предписанным этапам для оформления медицинской книжки, каждый гражданин может иметь легальный и полноценный доступ к работе на тяжелых и опасных производствах.

Перечень обследований для получения медкнижки для работников в разных сферах может немного отличаться. Обязательными для прохождения являются следующие специалисты: терапевт, отоларинголог, дерматовенеролог, стоматолог, а также гинеколог для женщин. При необходимости врач может назначить консультацию инфекциониста.

Основные инструментальные и лабораторные исследования включают:

  • флюорографию
  • клинический анализ крови
  • анализ на реакцию Вассермана
  • анализ на трихомониаз и гонорею
  • анализ на энтеробиоз и яйца глистов
  • анализ на брюшной тиф и стафилококк

Женщинам старше 40 лет также рекомендуется пройти маммографию.

Однако, стоит обращать внимание на то, что некоторые анализы действительны всего две недели. Поэтому желательно не затягивать прохождение обследования. Кроме того, для работников медицинской и пищевой промышленности список анализов может быть расширен.

Сколько времени нужно на оформление личной медкнижки?

Длительность процедуры зависит от выбранного способа получения документа.

Если личная медкнижка оформляется в районной поликлинике, то необходимо сначала обратиться к терапевту и получить набор всех необходимых направлений. Затем нужно записаться на прием к специалистам и сдать анализы. После получения результатов следует снова посетить терапевта для заполнения медицинской книжки. В итоге на все это могут уйти от недели до двух. Если же учесть, что еще требуется пройти гигиеническое обучение и аттестацию, то процесс получения санитарной книжки может растянуться до 3-4 недель.

Специализированные, аккредитованные медицинские центры предлагают оформление медкнижки в рамках полного медосмотра и гигиенической аттестации за 3-5 дней.

Нюансы продления медицинской книжки и ее действительности

Согласно Закону № 52-ФЗ, срок действия медицинской книжки неограничен (до заполнения всех страниц). Однако работникам необходимо периодически проходить медицинские осмотры, за обеспечение которых отвечают работодатели. Соответствующие условия и расходы по оплате медицинских услуг также ложатся на плечи работодателей, а также обязательство обеспечить гигиенические знания и наличие санитарных правил в организации.

ЛМК, так же как трудовые книжки, хранятся в отделе кадров компании и выдаются работникам под расписку. Однако, если предприятие осуществляет выездную деятельность, то работники должны иметь медицинские книжки при себе в течение рабочего дня.

В случае изменения места работы и/или вида деятельности, эти данные вносятся в раздел II медицинской книжки сотрудником отдела кадров компании и заверяются печатью организации.

Процедура продления медицинской книжки проста по сравнению с ее получением. Нет необходимости приобретать новую медицинскую книжку, поскольку она уже имеется.

Касательно медицинского осмотра, необходимо пройти тех специалистов и основные исследования, которые устарели в соответствии с нормативными документами. Большинство работников должны продлевать свои книжки ежегодно, а гигиеническое обучение и аттестация проводятся с периодичностью, соответствующей соответствующей профессии.

Стоимость прохождения медосмотра отличается в зависимости от того, где вы получаете услугу. Например, в районной поликлинике многие врачи принимают пациентов бесплатно. Однако, если вам нужно пройти обследование у всех специалистов и сдать анализы, то процесс может занять несколько недель. Кроме того, необходимо заплатить около 1000 рублей за бланк медицинской книжки и гигиеническое обучение.

Частные медицинские центры и клиники, которые имеют право проводить медосмотры для получения личной медицинской книжки, стараются сократить время оформления. Они организуют прием врачей таким образом, чтобы клиенты тратили не более 5 дней на весь процесс. Стоимость услуги может находиться в пределах 1700-5000 рублей и зависит от категории работников.

Однако, не стоит покупать готовые медицинские книжки без прохождения медосмотра через Интернет. Подобная покупка может привести к уголовной ответственности продавцов и покупателей за подделку документов. При устройстве на работу все затраты на оформление медицинской книжки обязан нести работодатель. Некоторые организации предлагают своим сотрудникам оформить медкнижку за свой счет с условием возмещения затрат в процессе работы. Другие компании заключают договоры с медицинскими центрами, направляя своих сотрудников на бесплатные ежегодные медосмотры и диспансеризацию.

Напоминаем, что к получению медицинской книжки необходимо подходить ответственно, поскольку ее отсутствие может привести к отказу в приеме на работу и наложению денежных штрафов. При этом оформление медкнижки не займет много времени, так как услуги предоставляются как государственными поликлиниками, так и частными медицинскими центрами.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *