Как проводится таможенная очистка грузов: процедура и правовые нормы

Как проводится таможенная очистка грузов: процедура и правовые нормы

Таможенная очистка груза – это необходимая процедура, которую также называют растаможкой, и которую обязаны пройти все товары при пересечении границы государств или их групп. В силу сложного таможенного законодательства Российской Федерации и Таможенного союза Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС), прохождение таможенной очистки груза самостоятельно может оказаться непростой задачей.

Чтобы процедура таможенной очистки прошла быстро, без проблем и задержек, компании зачастую обращаются за помощью к специализированным организациям – таможенным представителям (агентам). Эти организации помогают клиентам разобраться в сложностях и тонкостях процедуры таможенной очистки грузов, которые ввозятся на территорию РФ и ЕАЭС.

Если вы хотите узнать больше о процедуре таможенной очистки грузов, которые пересекают границу РФ и ЕАЭС, то обязательно прочитайте нашу статью.

Таможенная очистка грузов: что это?

Обычно под таможенной очисткой грузов понимается процесс таможенного оформления и уплаты соответствующих пошлин. Это занимается таможенный представитель, или таможенный брокер, который действует от имени и в интересах заказчика.

При пересечении границы транспортного средства с грузом подпадает под одну из таможенных процедур, определенных Разделом IV Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС или Кодекс). Основными процедурами являются: выпуск для внутреннего потребления (импорт) и экспорт. Кроме того, существуют и такие таможенные процедуры, как транзит (перевозка через территорию Таможенного союза), переработка, реимпорт, реэкспорт, хранение иностранных товаров на таможенном складе, уничтожение грузов и т.д.

В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон № 289-ФЗ), при пересечении границы Российской Федерации из стран, не являющихся членами ТС, декларанту необходимо предъявить таможенному органу предварительные сведения о товарах, используемых транспортных средствах, а также о месте и времени пересечения границы ЕАЭС. При необходимости также предоставляются сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы. Далее декларант совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или с таможенным декларированием. Согласно статье 12 Закона № 289-ФЗ, указанные действия могут выполнять заинтересованные лица, например таможенный брокер или представитель компании, владеющей грузом.

Таможенный союз ЕАЭС (ТС ЕАЭС) предполагает организацию единой таможенной территории для стран-участников, в число которых входят Россия, Киргизия, Беларусь, Казахстан и Армения. Страны ЕАЭС используют единые таможенные тарифы, а также другие меры регулирования при торговле с другими государствами. При взаимной торговле между странами ЕАЭС не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. На территории Евразийского экономического союза действуют упрощенные правила перевозки грузов.

Процедура таможенной очистки при экспорте

При экспорте товаров из РФ необходимо передать таможенному органу документы и сведения, которые указаны в статье 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). При этом, для каждого вида транспорта в Кодексе определен перечень документов, которые обязательно должны быть предоставлены вместе с таможенной декларацией. Важно знать, что документы также могут быть предоставлены в электронном виде, но в любой момент таможенная служба вправе потребовать представления оригиналов.

Одним из важных моментов является то, что сведения, указываемые в таможенной декларации, должны включать перечень наименований товаров, а также их коды в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров, которая является системой классификации товаров в международной торговле, или же Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. Очень важно определить правильный код для каждого товара, хотя это может быть сложно, особенно для неподготовленного человека. Ошибки могут иметь серьезные последствия.

Когда таможенный орган выдает разрешение на убытие товаров, на таможенной декларации ставятся соответствующие отметки. Если товар имеет статус товаров Таможенного союза, то его можно свободно экспортировать из РФ в государства-члены ТС без каких-либо ограничений, если иное не установлено международными договорами или законодательством РФ.

Процедура импортной таможенной очистки грузов состоит в том, чтобы уплатить необходимые ввозные таможенные пошлины, сборы и налоги до окончания выпуска товаров в свободное обращение. Обычно для этого требуется обратиться к таможенным брокерам, чья деятельность включает в себя два этапа: подготовительный и собственно таможенную очистку.

На первом этапе брокер анализирует информацию, получаемую от клиента, оценивает размер таможенных пошлин и определяет коды товаров по товарной номенклатуре ВЭД. Затем он заполняет декларацию на товары и переходит к выполнению основной работы.

На этом этапе таможенный брокер взаимодействует с таможенными органами, вносит необходимые оплаты в транспортные документы, а также подсчитывает размер пошлин и налогов. Это требует знания об изменениях в таможенном законодательстве, в связи с чем лучше обратиться к опытному брокеру для надежной помощи в растамаживании грузов.

На заметку, ввозные таможенные платежи включают в себя ввозные таможенные пошлины, НДС, акцизы и таможенные сборы, а вывозные платежи – вывозную таможенную пошлину и таможенные сборы. Ввозные пошлины утверждаются решениями Совета Евразийской экономической комиссии, а вывозные – Правительством РФ.

Проблемы таможенного оформления и законодательные коллизии

Правовые аспекты в таможенной деятельности России основаны на следующих основных документах: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Закон РФ от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в редакции от 3 августа 2018 года).

Вступление в силу ТК ЕАЭС в 2018 году явилось причиной создания закона № 289-ФЗ. Применительно к этому, федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» действует до 2020 года лишь в отдельных статьях.

Важно отметить, что последние версии этих документов представлены в соответствии с новыми тенденциями законотворчества и не перегружены деталями, что дает возможность понимать их. Однако, помимо этих документов, существует большое количество подзаконных правовых актов, писем и мероприятий, которые издается Федеральной таможенной службой (ФТС), Правительством РФ, на интересующие структуры и самими таможнями. Именно поэтому в области таможенного права существует множество проблем, коллизий и противоречий, с которыми сталкиваются многие компании, работающие в сфере экспорта и импорта товаров.


Часто таможенные брокеры помогают в облегчении процесса таможенной очистки для товара клиента. Они имеют большой опыт в разрешении подобных вопросов.


К сожалению, сотрудники таможенных органов не всегда действуют в соответствии с законом и могут воспользоваться юридической неграмотностью компаний, участвующих в внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Например, инспектор может недопустить заявленную таможенную стоимость товара или не оформить его в соответствии с выбранным таможенным режимом. Иногда участникам ВЭД запрашивают несуществующие документы, возникают задержки возврата излишне уплаченных таможенных платежей или инспекторы могут отказать в принятии декларации из-за малейшей ошибки в документах.


Решение таких проблем без максимально компетентной помощи специалиста в области таможенного дела остается не всегда практически выполнимым.

Как избежать рисков при таможенной очистке грузов

Как избежать рисков при таможенной очистке грузов

Снижение рисков при таможенных процедурах является актуальной проблемой для компаний, занимающихся экспортом или импортом товаров. Для уменьшения упомянутых рисков компания может прибегнуть к услугам лицензированного таможенного брокера, либо нанять специалиста в штат. Данная рекомендация обоснована тем, что иметь собственного специалиста в штате выгодно только для крупных компаний, которые имеют постоянный поток товаров, подлежащих таможенной очистке. Во всех остальных случаях обращение к таможенному брокеру позволит повысить эффективность прохождения таможенных процедур и снизить затраты на содержание штатного юриста.

Если экспортируемые или импортируемые товары входят в так называемую группу риска, то рекомендуется проявлять особую осторожность при прохождении таможенных процедур. Перечень таких товаров регулярно обновляется таможенными органами, поэтому имеет смысл внимательно следить за изменениями в законодательстве.

Непрофессиональное взаимодействие с таможенными органами может привести к задержкам таможенного оформления, крупным штрафам и даже конфискации товаров. Чтобы избежать данных рисков, необходимо обратиться к таможенному брокеру, особенно если в компании нет собственного специалиста в данной области или товар приходит на новый таможенный пост. Таможенная очистка грузов является сложной процедурой, требующей высокой квалификации и знания законодательства. Для оптимизации данного процесса полезно поручить его профессионалам, работающим в данной области.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *