Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В Российской Федерации в 2019 году процедура валютного контроля проводится в соответствии с новыми правилами, которые были введены недавно. В частности, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И, утвержденная 16 августа 2017 года. Также, начиная с 14 мая 2018 года, действуют поправки к базовому Федеральному закону от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, который регулирует проведение валютного контроля. В результате внесенных изменений произошли существенные изменения в порядке проведения валютного контроля, некоторые документы были упразднены, а также были скорректированы суммы штрафов.

Зачем нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как систему мер, охватывающих проведение валютных расчетов и направленных на соблюдение правил, законов и ограничение оттока капитала.

Законодательство РФ позволяет внерезидентам осуществлять валютные переводы без ограничений. Резиденты и нерезиденты могут также осуществлять валютные переводы между собой. Однако, валютные переводы между резидентами РФ могут осуществляться только в исключительных случаях, предусмотренных законом.

Валютный контроль обязателен для сделок, проводимых с использованием иностранной валюты, даже если это связано с экспортом или импортом.

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ и его агентами. Центробанк РФ, федеральная исполнительная власть, обладающая соответствующими полномочиями, координатором является Правительство РФ.

Агентами валютного контроля могут быть банки, включая Внешэкономбанк, Федеральная налоговая служба и другие организации. Они являются регуляторами валютных операций с обязательным оформлением всех требуемых документов.

При валютном контроле следует исключить необоснованное государственное вмешательство в сделки и обеспечить единообразие контроля. Государство гарантирует защиту прав всех участников валютных сделок.

Нарушение валютного законодательства может повлечь за собой значительные штрафы для компаний в соответствии со статьей 15.25 КоАП РФ.

Этапы валютного контроля: как правильно оформить сделку

Если ваша компания работает с валютой, то для начала необходимо открыть валютный счет. Если вы уже имеете счет в российских рублях в банке, где хотите открыть валютный счет, то вам достаточно подать заявление, используя уже предоставленные документы. В противном случае придется дополнительно открыть валютный счет.

После открытия валютного счета компания должна проходить добровольный валютный контроль при каждом поступлении средств на счет, иначе пользоваться деньгами на счете будет невозможно.

Но в 2018 году процедура валютного контроля упростилась для компаний, проводящих сделки с относительно небольшими суммами. В таком случае достаточно сообщить код валютной операции банку в специальной форме. Большинство банков ведут валютный контроль в электронном виде, поэтому форму можно найти на сайте. Но если сумма контракта превышает 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов либо поставить контракт на учет, что является следующим этапом валютного контроля.

Постановка контракта на учет означает открытие специальной ведомости банковского контроля, в которую банк внесет контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. Согласно новым правилам, постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, а все эти процедуры ведутся в электронном виде.

После того, как сделке присвоен номер и ее проведение осуществлено, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов в течение определенного времени. В случае, если на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска, компания должна представить справку не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца. А если подтверждающие документы были оформлены без декларации, то справка должна быть подана не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором они были оформлены.

Справку также можно подать в электронном виде, при этом ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем направляет ее клиенту. Если были внесены изменения в подтверждающие документы, необходимо заполнить новую справку с корректировками и представить ее в банк в течение 15 дней.

Заключительным шагом является подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Текст в виде HTML

Изменения в списке документов, необходимых для валютного контроля в банке, вступили в силу в 2018 году. В рамках этих изменений были отменены некоторые требования, например, паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней, больше не требуется. Вместо этого организации при совершении сделок в валюте должны только поставить контракт на учет. Это делается при условии, что сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте, или если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте. Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится.

Однако, если сумма контракта превышает 200 000 рублей, но при этом его размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то необходимо предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, - сам контракт, счета, накладные и т.д. В банке также больше не требуется направлять справку о валютных операциях. Вместо этого, для сделок на сумму, превышающую 100 000 долларов, достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. Эта справка заменяет справку о валютных операциях и содержит список подтверждающих документов, определяемый особенностями проведения валютной операции.

Список этих документов может включать таможенную декларацию, товаросопроводительные, мерчантские или перевозочные документы и другие. Счета-фактуры, акты приема-передачи и другие бумаги могут предоставляться в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Справку обычно заполняют и подают через банк-клиент или интернет-банк.

Если компания заключает с обслуживающим банком соглашение, по которому банк обязан оформлять справку, то компания должна направить банку только необходимые документы и соответствующее заявление. В этом случае компания может избежать необходимости обращаться в банк для получения справки.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агентам валютного контроля разрешено требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, они могут требовать предоставления только тех документов, которые относятся к проводимой операции. Такие документы не обязательны при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *