Искусствоведение: исследования и открытия. Усадьба Потемкиных Гостилицы под Петербургом
Вид усадебного дома поступил в Тверской музей в августе 1922 г. из имения Степановское-Волосово Зубцовского уезда.
Вид усадебного дома поступил в Тверской музей в августе 1922 г. из имения Степановское-Волосово Зубцовского уезда. Надпись на подрамнике «Дворец кн. Голицыных Смолен. губ.», сделанная неизвестным лицом, была перенесена в учетные документы сначала музея, а затем и галереи. Возможно, старая атрибуция строилась на внешнем сходстве с главным домом усадьбы Голицыных-Муромцевых Пречистое Гжатского уезда Смоленской губернии. Однако выявленные иконографические источники – акварель «Дом в Гостилицах» 1840-х гг. (ГЭ), исполненная графиней Софьей Александровной Голенищевой-Кутузовой (р. Рибопьер), и акварель В.С. Садовникова «Гостилицы» (ГРМ), датированная 9 июня 1857 г., – свидетельствуют, что на полотне изображена усадьба Гостилицы под Петербургом, которая с 1824 г. принадлежала Александру Михайловичу Потемкину (1790-1872) и его супруге Татьяне Борисовне Потемкиной (1838-1928), р. Голицыной.
С.А. Голенищева-Кутузова, родная племянница А.М. Потемкина, гостила в имении своего дяди и имела возможность запечатлеть творение архитектора А.И. Штакеншнейдера в первые годы после окончания его постройки, когда усадебный парк еще не приобрел композиционного завершения. Акварелист В.С. Садовников был братом архитектора П.С. Садовникова, который неоднократно работал под началом А.И. Штакеншнейдера и, вероятно, получил заказ на серию видов усадьбы уже после того, как вокруг дома оформился садовый ландшафт. Одна из его работ, изображающая северо-западный фасад особняка, и стала иконографическим прототипом для настоящего полотна, которое художник дополнил фигурами хозяев усадьбы. Их сходство устанавливается по фотографическим снимкам А.М. и Т.Б. Потемкиных, датирующимся 1857-1859 гг. (ГЭ).
Племянница Т.Б. Потемкиной Елизавета Алексеевна Нарышкина (1838-1928), дочь князя А.Б. Куракина (1809-1872), в мемуарах вспоминает, что ее тетушка «была в коротких дружеских отношениях» с членами царской фамилии и, хотя «отказалась со времени первой молодости от участия в придворных церемониях и вечерних выездов, нередко принимала их у себя в Петербурге, Гостилицах, Святых Горах и в Крыму». Е.А. Нарышкина сохранила впечатления о посещении Гостилиц весной 1850 года: «Дом был великолепен, и сад удивительно живописен, с большим обрывом, разделявшим его, и ключами холодной, как лед, воды с фонтаном и большим озером, и содержался в совершенстве». Очевидно, изображение ее усадебного дома появилось в Степановском-Волосове, поскольку в семье Куракиных существовала традиция размещать в своей усадебной галерее виды владений, принадлежащих им и их ближайшим родственникам.
Текст: Мария Шувалова, ученый секретарь ТОКГ.
Неизвестный художник середины XIX в.
Усадьба Потемкиных Гостилицы под Петербургом
1850-е гг.
Холст, масло. 48,5х61 см
Собрание Тверской областной картинной галереи
Последние новости
В Тверской области расширяет мощности предприятие по добыче торфа
В Калининском округе Тверской области торфодобывающее предприятие ООО «Васильевский Мох» при поддержке регионального правительства завершило реализацию инвестиционного проекта по расширению мощностей – запущен современны
В Удомле отметили труд атомщиков-энергетиков
Новости Удомли, 25 декабря. — В Центре общественной информации Калининской АЭС состоялось торжественное мероприятие по случаю празднования Дня энергетика.
Есть контакт! «Росгосстрах» запустил программу каско для электромобилей
Erid: 5jtCeReLm2ZcN6BNfXf5zGD Изображение от wirestock на Freepik «Росгосстрах» запустил продажи новой программы «Каско для электромобилей» на базе продукта «РГС Авто «Защита».
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку