Наша коллекция. Неизвестный художник начала XIX в. Пожар в Стокгольме
В усадебной картинной галерее Куракиных в имении Степановское-Волосово эта работа на момент составления описи имущества, проводившейся музейными эмиссарами в 1922 г., находилась в помещениях,
В усадебной картинной галерее Куракиных в имении Степановское-Волосово эта работа на момент составления описи имущества, проводившейся музейными эмиссарами в 1922 г., находилась в помещениях, где была представлена западноевропейская живопись. В документе упоминается, что «картин, изображающих пожар в одном из заграничных городов», было две и висели они в золоченных рамах. Однако в Тверской музей в марте 1925 г. поступила только одна из них, получив в учетных документах название «Пожар». В 1937 г. полотно вошло в собрание Калининской областной картинной галереи под таким же наименованием.
Сюжет полотна разворачивается на фоне архитектурного сооружения, облик которого позволяет узнать в нем королевский дворец в Стокгольме. Заревом пожара освещен его западный фасад, также именовавшийся «фасадом короля». Динамику ночному пейзажу придают фигуры зевак, среди которых как знатные аристократы, наблюдающие за трагедией из окон закрытой кареты с гербом, так и простые горожане, оказавшиеся поблизости. Из ворот дворца выезжают всадники в мундирах генерального штаба. Двууголки на их головах, появившиеся в шведской армии после 1793 г., наряду с круглой шляпой военного на переднем плане дают возможность датировать сюжет, а возможно, и само полотно периодом с 1793 по 1808 гг. Этот хронологический промежуток косвенно подтверждает и монохромная окраска стен дворца в цвет охры, которая изменилась в первое десятилетие XIX в., когда каменные фрагменты западного фасада для контраста были выкрашены в серый.
Пожары были частой напастью в густонаселенном Стокгольме. Самые крупные из них вошли в историю и даже получили имена собственные, а в шведской иконографии появился целый корпус сюжетов, изображающих это разрушительное городское бедствие. Например, живописец Пер Хиллестром (Per Hillestrom) (1732-1816), который в юности был потрясен страшным пожаром Клара (1751 г.), уничтожившим имущество его семьи, на рубеже XVIII-XIX вв. создал целую серию ночных пейзажей, изображающих пожары в разных частях Стокгольма, очевидцем которых ему довелось оказаться. Полотно неизвестного художника, хранящееся в Тверской областной картинной галерее, во многом сходно с работами Хиллестрома по манере изображения фигур и передаче эффекта освещения архитектурных сооружений заревом на фоне ночного неба.
Текст: Мария Шувалова, ученый секретарь.
Неизвестный художник начала XIX в.
Пожар в Стокгольме
Холст, масло. 51х67,5 см
Собрание Тверской областной картинной галереи
Последние новости
Минздрав РФ отказался от идеи контроля за больничными
Министерство здравоохранения Российской Федерации не будет контролировать количество выданных больничных листов, как планировалось ранее.

Об участии в совещании о ходе реализации региональных проектов на территории Тверской области
28.03.2025 начальник отдела правового обеспечения, контрольной и экспертно-аналитической деятельности управления финансово-бюджетного надзора и контроля Министерства Курашова С.А.

58 спортсменов из разных регионов страны приняли участие в чемпионате Тверской области по автомодельному спорту
В Твери на базе Дворца творчества детей и молодежи прошёл чемпионат Тверской области по автомодельному спорту в классах внедорожных радиоуправляемых моделей с электродвигателями в закрытом помещении.
В Твери продолжается благоустройство нового сквера в микрорайоне Юность и модернизация Центра образования № 49
Глава города Твери Алексей Огоньков проверил ход работ по строительству и благоустройству сквера на Молодежном бульваре.