Наша коллекция. Неизвестный художник начала XIX в. Пожар в Стокгольме
В усадебной картинной галерее Куракиных в имении Степановское-Волосово эта работа на момент составления описи имущества, проводившейся музейными эмиссарами в 1922 г., находилась в помещениях,
В усадебной картинной галерее Куракиных в имении Степановское-Волосово эта работа на момент составления описи имущества, проводившейся музейными эмиссарами в 1922 г., находилась в помещениях, где была представлена западноевропейская живопись. В документе упоминается, что «картин, изображающих пожар в одном из заграничных городов», было две и висели они в золоченных рамах. Однако в Тверской музей в марте 1925 г. поступила только одна из них, получив в учетных документах название «Пожар». В 1937 г. полотно вошло в собрание Калининской областной картинной галереи под таким же наименованием.
Сюжет полотна разворачивается на фоне архитектурного сооружения, облик которого позволяет узнать в нем королевский дворец в Стокгольме. Заревом пожара освещен его западный фасад, также именовавшийся «фасадом короля». Динамику ночному пейзажу придают фигуры зевак, среди которых как знатные аристократы, наблюдающие за трагедией из окон закрытой кареты с гербом, так и простые горожане, оказавшиеся поблизости. Из ворот дворца выезжают всадники в мундирах генерального штаба. Двууголки на их головах, появившиеся в шведской армии после 1793 г., наряду с круглой шляпой военного на переднем плане дают возможность датировать сюжет, а возможно, и само полотно периодом с 1793 по 1808 гг. Этот хронологический промежуток косвенно подтверждает и монохромная окраска стен дворца в цвет охры, которая изменилась в первое десятилетие XIX в., когда каменные фрагменты западного фасада для контраста были выкрашены в серый.
Пожары были частой напастью в густонаселенном Стокгольме. Самые крупные из них вошли в историю и даже получили имена собственные, а в шведской иконографии появился целый корпус сюжетов, изображающих это разрушительное городское бедствие. Например, живописец Пер Хиллестром (Per Hillestrom) (1732-1816), который в юности был потрясен страшным пожаром Клара (1751 г.), уничтожившим имущество его семьи, на рубеже XVIII-XIX вв. создал целую серию ночных пейзажей, изображающих пожары в разных частях Стокгольма, очевидцем которых ему довелось оказаться. Полотно неизвестного художника, хранящееся в Тверской областной картинной галерее, во многом сходно с работами Хиллестрома по манере изображения фигур и передаче эффекта освещения архитектурных сооружений заревом на фоне ночного неба.
Текст: Мария Шувалова, ученый секретарь.
Неизвестный художник начала XIX в.
Пожар в Стокгольме
Холст, масло. 51х67,5 см
Собрание Тверской областной картинной галереи
Последние новости
Осташковскому землевладельцу установлен запрет на выезд из Российской Федерации
Новости Осташкова, 21 декабря. — Гражданин производил вырубку деревьев с последующим складированием порубочных остатков и деловой древесины на землях сельскохозяйственного назначения, что привело к загрязнению сельхозугодий.
Россельхознадзор проводит профилактические визиты в формате видеоконференцсвязи
Новости Твери, 21 декабря. — Контрольные мероприятия можно проводить в дистанционном формате с использованием мобильного приложения «Инспектор», напомнили в Россельхознадзоре.
Видеоурок проекта «Цифровой ликбез» научит безопасным покупкам в интернете
Минцифры России продолжает просветительский проект «Цифровой ликбез», включающий уроки по цифровой грамотности и кибербезопасности.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований