Пушкинская эпоха в мерцании перламутра
12 июня в музее А.С. Пушкина (в Берново) открылась выставка «Пушкинская эпоха в мерцании перламутра» мастерской «Креатюр-Арт», г. Тверь, организаторы — два автора: мать и дочь — Елена Дрожжина и Ольга Марьясова.
12 июня в музее А.С. Пушкина (в Берново) открылась выставка «Пушкинская эпоха в мерцании перламутра» мастерской «Креатюр-Арт», г. Тверь, организаторы — два автора: мать и дочь — Елена Дрожжина и Ольга Марьясова.
Работы выполнены в технике силуэтного искусства на природном перламутре в стиле витражной живописи на стекле. Тема выставки — Пушкинское время.
Немного истории
Силуэт — это плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами. Силуэтным называют изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, то есть такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном. Силуэт обыкновенно рисуют черной краской на белой бумаге или вырезают из тонкой черной бумаги, которая потом наклеивается на светлую.
История искусства силуэта восходит к петроглифам — наскальным рисункам, куклам восточного теневого театра, архитектурной резьбе по дереву. Силуэт доминирует в первобытном искусстве, в произведениях Месопотамии и Древнего Египта, древнеамериканском искусстве. Силуэтными являются чернофигурный и краснофигурный стили древнегреческой вазописи.
Существует античная легенда, связанная с выразительными качествами силуэта и контурной линии.
Около первого века нашей эры Плиний Старший написал историю о молодой коринфянке, которая обрисовала тень своего возлюбленного тающими свечами, чтобы во время его путешествий этот образ был всегда с ней.
Эта история интересна не только техникой создания силуэтов с помощью воска, которая позже была очень распространена в девятнадцатом веке, но и тем, что обстоятельства у женщин-художниц были те же — сувенир от любимого. Это занятие даже стало чем-то вроде настольных игр у женщин в XIX столетии: не надо было никакого особенного умения, только направить тень на стену. Эта забава часто описывалась в книгах Джейн Остин.
Родиной силуэтного искусства является Китай. Однотонные чёрные изображения фигур и предметов имело название «китайские тени». В Западной Европе (сначала во Франции) получило распространение в середине восемнадцатого века. Термин «силуэт» произошёл от фамилии министра финансов Франции — Этьена Силуэтта (1709-1767 гг.). Его карикатура была выполнена в технике китайских теней, впоследствии такой вид графики стал называться силуэтной графикой.
В России силуэтная техника выполнения работ появилась при Екатерине II. Силуэты рисовали в альбомах знатных дам, применяли в ювелирном искусстве и миниатюре. Их можно было увидеть в рамах в кабинетах и гостиных. Модные в XIX веке силуэтные миниатюры украшают и экспозицию музея А.С. Пушкина в с. Берново. Только выполнены они на бумажной основе. Авторы выставки предлагают нам новой видение силуэтной миниатюры — на перламутре.
До увлечения силуэтной живописью мастерицы занимались витражом, осваивали современные техники флюид-арт и резин-арт, работали с эпоксидной смолой, сейчас же они просто влюблены в перламутр.
Материал привлек природной красотой и способностью отражать живую игру лучей света, благодаря которой работы воспринимаются как объемные. Любимая эпоха — Пушкинская.
На вопрос, чем авторов вдохновил Пушкин и его эпоха, Елена Викторовна отвечает: «Пушкин у меня в крови. Мои родители жили в Торжке, где буквально все пропитано присутствием поэта, и я полюбила его героев с детства. А вот теперь решила передать атмосферу пушкинских творений с помощью давно забытого искусства силуэтной техники. На меня повлияли работы известных силуэтистов, в частности, Василия Гельмерсена, оставившего замечательные силуэтные иллюстрации к роману в стихах «Евгений Онегин».
Студия «Креатюр-Арт» — участник многочисленных выставок, в том числе в Пушкинском и Всероссийском историко-этнографическом музеях.
Елена Викторовна признается, что больше всего им нравится демонстрировать работы на площадках малых городов, где их видят не избалованные культурными впечатлениями жители глубинки: там особая, камерная и уютная атмосфера. Но, на мой взгляд, работы могут порадовать любого, самого взыскательного посетителя. Изящные и роскошные, воздушные и пространственные. Магия силуэта притягивает и профессионалов и любителей, так как силуэт всегда будит воображение и мысль.
К сожалению, фотографии картин не передают этот эффект в полном объеме, лучше прийти и увидеть их своими глазами.
Прикоснитесь и вы к замечательному, а нынче редкому искусству силуэтной техники. Приезжайте в Берново! Выставка будет работать до 15 июля. Вход по билетам музея.
Валентина ГРОМОВА, заведующий музеем А.С.Пушкина (в Берново).
Последние новости
Минздрав РФ отказался от идеи контроля за больничными
Министерство здравоохранения Российской Федерации не будет контролировать количество выданных больничных листов, как планировалось ранее.

Об участии в совещании о ходе реализации региональных проектов на территории Тверской области
28.03.2025 начальник отдела правового обеспечения, контрольной и экспертно-аналитической деятельности управления финансово-бюджетного надзора и контроля Министерства Курашова С.А.

58 спортсменов из разных регионов страны приняли участие в чемпионате Тверской области по автомодельному спорту
В Твери на базе Дворца творчества детей и молодежи прошёл чемпионат Тверской области по автомодельному спорту в классах внедорожных радиоуправляемых моделей с электродвигателями в закрытом помещении.
В Твери продолжается благоустройство нового сквера в микрорайоне Юность и модернизация Центра образования № 49
Глава города Твери Алексей Огоньков проверил ход работ по строительству и благоустройству сквера на Молодежном бульваре.