03.09.2019

Режиссер Михаил Борисов: Будьте реалистами – добивайтесь невозможного!

С мая этого года в Тверском академическом театре драмы кипит работа над спектаклем «Свадьба Кречинского» по пьесе А.В.

С мая этого года в Тверском академическом театре драмы кипит работа над спектаклем «Свадьба Кречинского» по пьесе А.В. Сухово-Кобылина. 

Режиссером-постановщиком выступил московский мастер Михаил Борисов, который известен многим как телеведущий. Но мало кто знает, что режиссер долгие годы сотрудничает с разными театрами, снимается в кино и преподает актерское и режиссерское мастерство. 

- Михаил Борисович, скажите, пожалуйста, сколько всего спектаклей вы поставили? Открытые источники не дают точной информации. 

- Я, честно говоря, не считал, но думаю, что около сотни. Помимо московских театров, ставил в других городах и даже странах: в Латвии – в национальном и русском театрах, например. Преподавал в Болгарии, Монголии… Я в 1982 году окончил театральное училище имени Щукина, сразу уехал работать в Сибирь. Затем были разные гастрольные поездки: Минск, Фрунзе (Бешкек), Витебск, возил свои спектакли в Голландию, Монголию. 

- Какие из своих постановок считаете наиболее удачными? 

- Вообще, больше всего я люблю русскую классику, считаю, что это неиссякаемый источник вдохновения. Она наполнена скрытыми смыслами и подтекстами, которые можно выразить современными сценографическими средствами. Примеры: «Доходное место» А.Н. Островского, «Дон Кихот» М.А. Булгакова, испанские «пьесы плаща и шпаги» Лопе де Вега, Тирсо де Молина, музыкальные произведения – такие, как «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова. Мы, кстати, хотели поставить его в тверском театре драмы, но у вас пока нет таких молодых поющих и танцующих актеров. 

- Вы ставите спектакли в вахтанговском стиле, подразумевающем гротеск. Почему выбрали такой метод? 

- Гротеск – это самая яркая, острая форма, оправданная глубинным проживанием, которая сильно воздействует на сегодняшнего зрителя. Тем паче, что я, выпускник вахтанговской школы, воспитан в этих традициях и верю в это искусство больше, чем в бытовой театр. На опыте убедился, что это мощное театральное течение и по-другому не представляю себе театр. Я думаю, что вахтанговский фантастический реализм – это высшее достижение русского театра. Потому что он в себе сочетает и глубину психологического оправдания, которую воспитывал К.С. Станиславский, и остроту театральной формы, которая была достижением великого русского и советского режиссера В.Э. Мейерхольда. Во-вторых, «Свадьба Кречинского» – это очень современно звучащая сейчас драматургия. Про обман, иллюзии и поиск правды. 

- Почему вы решили взять пьесу одного из самых неординарных русских писателей, драматургов и философов А.В. Сухово-Кобылина? 

- В самой фигуре этого автора кроется тайна. Это инфернальная личность. Один из самых родовитых, просвещенных и красивых представителей русского дворянства. Род Сухово-Кобылиных был выше рода Романовых, правящих Россией в то время. Александр Васильевич Сухово-Кобылин – выпускник Московского университета, прекрасно образованный человек. Во время путешествия в Париж влюбился в красивую француженку, простую белошвейку Луизу Симон-Деманш. Литератор предложил приехать ей в Россию, но поскольку они были абсолютно несовместимы с точки зрения родовитости, она была простого происхождения, то заключить брак он просто не имел права. Это был гражданский брак, вся Москва возмущалась. Кроме того, жили они неспокойно и немирно, скандалили по пустякам, однажды во время ссоры Александр бросил в Луизу тяжелый подсвечник. Это была история страсти. Закончилось все тем, что девушку нашли на окраине Москвы зверски убитой, растерзанной, с перерезанным горлом. Сухово-Кобылин попал под подозрение. Думаю, вопрос стоял о его сопричастности к этому делу. Хотя он писал в своих дневниках о невиновности, что-то странное и таинственное в его биографии есть. Он убийца или гений? Или и то  и то другое? Его пьесы инфернальные, в них есть какая-то чертовщина. Сам Сухово-Кобылин был поклонником Н.В. Гоголя, о чем напоминают мотивы и детали произведений Александра Васильевича. Наверное, он – продолжение гоголевской традиции и предвестие булгаковской. 

  - Как работается с артистами театра драмы? 

- Непросто. Театр добротный, хороший, но некоторые артисты, я бы сказал, успокоились внутренне – зритель принимает хорошо, зритель в театр ходит… На мой взгляд, эту самоуспокоенность части исполнителей мне приходится преодолевать. 

- Успешно? 

- Может быть. Результат покажет. Может быть, удастся что-то сделать.

- Как педагог, что можете сказать по поводу уровня подготовки нынешних студентов и выпускников театральных вузов? Есть ли у российского театра будущее? 

- Театральное искусство было и есть самое «живое», когда человек общается напрямую с человеком. Ни один дисплей или экран не заменит живого общения. По крайней мере, пока. Поэтому театр останется. Он, конечно, сейчас меняется, я бы даже сказал, что болеет какими-то постмодернистскими увлечениями, какая-то часть пьес потеряла остроту и актуальность... Театра ищет новую литературную основу, форму. Мне кажется, интерес к театру сейчас несколько упал, но это временное явление. Есть много талантливых молодых людей, заинтересованных в своем деле, которые приходят учиться. Их вполне достаточно, чтобы сформировать новое поколение российских артистов. 

- Кто из театральных деятелей современности вас вдохновляет? 

- Дмитрий Крымов, Владимир Панков, чьи спектакли я высоко ценю и с удовольствием смотрю. А вот работы раскрученных скандальных режиссеров во многом неинтересны. Полагаю, что это прагматичные люди, сознательно устраивающие провокацию, привлекающие внимание. Это маска, форма без содержания. 

В заключение разговора Михаил Борисов обозначил, что, по его мнению, театром должны заниматься «красивые, талантливые, внутренне раскрепощенные люди, для которых это легко». Нельзя постановки вымучивать. «Творцы, которые создают спектакли, основанные на чернухе, отбивают интерес у аудитории», – подчеркнул режиссер, чей спектакль «Свадьба Кречинского» скоро увидит тверской зритель. 

Справка.   Михаил Борисов работал режиссером и главным режиссером Томского областного драматического театра (1983-1987), режиссером московского театра «Наш театр» при Союзе театральных деятелей (1987-1989), главным режиссером Московского драматического театра «Глобус» (1989-1991). В настоящее время Михаил Борисов – профессор и заведующий кафедрой режиссуры Театрального института им. Б.В. Щукина, заведующий кафедрой эстрадного искусства ГИТИС'а, актер театра им. Е.Б. Вахтангова и мн.др. Маэстро поставил десятки спектаклей в различных московских театрах: Сатиры, Оперетты, им. М.Н. Ермоловой и др. Михаил Борисов – заслуженный деятель искусств России, лауреат правительственной премии в области культуры. Пьеса «Свадьба Кречинского» по А.В. Сухово-Кобылину уже более 160 лет не сходит с подмостков российских и мировых театров. 26, 27 и 28 сентября ее впервые увидит и тверской зритель.

31

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *