Преподаватель тверской школы-интерната Светлана Чистякова: «Я могу для этих детей многое сделать»
Преподаватель тверской школы-интерната № 2 Светлана Чистякова недавно награждена Почетной грамотой Президента Российской Федерации В этой школе учатся не простые дети.
Преподаватель тверской школы-интерната № 2 Светлана Чистякова недавно награждена Почетной грамотой Президента Российской Федерации
В этой школе учатся не простые дети. Бывает, что перед тем, как попасть в тверскую школу-интернат № 2 они проходят непростой путь. Дети «с особыми образовательными потребностями», как можно о них сказать, очень часто меняют несколько школ, успевают получить приговор: «ты ничего не знаешь, ты не умеешь, ты двоечник». Общеобразовательная школа не всегда умеет включить детей с задержками психического развития, расстройствами аутистического спектра, ДЦП и других в обычный класс. Между тем «особенные» дети – совершенно не обязательно безнадежные, как думает иной обыватель. Напротив, часто у них есть необычные, редкие таланты, они трудолюбивые, честные и добрые. Они могут и должны быть членами нашего общества.
– Мы не делим детей на категории, – говорит учитель математики в тверской школе-интернате № 2 Светлана Чистякова. – Для нас они все дети с ограниченными возможностями здоровья. Когда они попадают к нам, мы видим одной из задач убедить каждого ребенка, что он может учиться. И это удается: ребенок идет в школу – и не хочет из нее уходить, когда уже заканчивается учебный день.
Светлана Олеговна отмечена в минувший День России высокой наградой – Почетной грамотой Президента РФ. Такая награда федерального уровня о многом говорит. Но это на самом деле награда и ей, и всей школе. Школа современная, оснащенная по последнему слову техники в рамках программы «Доступная среда». Всего в ней учится 275 детей. Школа оснащена учебными кабинетами с самым новым, современным оборудованием. Здесь есть современные театральная и танцевальная студии. Наконец, коллектив ее – настоящие профессионалы своего дела. Да других здесь просто не может быть – уровень педагогического мастерства здесь требуется больший, чем в простой общеобразовательной школе.
– Вы меня спрашиваете, в чем секрет, что особенного мы можем здесь создать для детей, – улыбается моя собеседница. – Мы создаем то, что называется атмосферой благополучия и успеха. Ситуация успеха – у каждого ребенка своя. Если она создается, то ребенку нравится учиться, и учиться получается хорошо. Любому ребенку, даже особенному, интересно, чтобы задания на уроке развивали его, стимулировали на дальнейшую работу. Нашим детям труднее учиться, да. Надо по-другому строить урок, не нанести вреда ребенку. Но это можно делать, мы это делаем.
Школа девятилетняя. Выпускников ее с удовольствием берут тверские колледжи. Уровень подготовки достаточно высок – не только по меркам детей с ограниченными возможностями.
Светлана Олеговна пришла в педагогику с юности. С медалью закончила школу № 32 в Калинине, поступила в Калининский государственный университет на математический факультет. После его окончания сначала поработала в своей школе (32-й), а потом ее перевели в 36-ю школу. Всего стаж – двадцать шесть лет: десять из них – в общеобразовательной школе, вот уже шестнадцать – в коррекционной.
– Сам выбор, переход из обычной школы в «необычную» – почему?
– У меня был очень хороший опыт работы в школе, везде, где я работала, – рассказывает Светлана Чистякова. – В общеобразовательной школе, где мне довелось работать, у меня были два хороших выпуска, и я до сих пор с удовольствием общаюсь с ними, меня приглашают на встречи выпускников. Как-то довелось, что хулиганов и головорезов мне не попадалось.
А здесь… после стольких лет работы, могу сказать: я могу для этих детей многое сделать. Я веду математику с 5-го по 9-й класс. У нас маленькие классы – до 12 человек. Когда я пришла в нашу школу, я училась в ходе работы, пришлось осваивать много новых знаний. Ведь помимо знаний наши дети требовали новых подходов, да и задачи у нас стоят еще другие – коррекция, развитие памяти, внимания, формирование умения работать по алгоритму. Формирование правильных бытовых привычек. Все это дается на всех уроках, в том числе и на уроках математики.
– Но ведь само по себе нахождение с такими трудными, нестандартными детьми – это стресс, напряжение?
– Да я бы не сказала. Мне на то, чтобы напрягаться, времени нет. Да и дети – это не обязательно только нагрузка. Иногда они сами подзаряжают тебя, они интересные, непосредственные, работать с ними интересно. Двадцать раз поздороваются, пока идешь по коридору, открывают двери мальчики девочкам, учителям. Дети не мажорные, работаешь с ними как со своими...
Кроме этого, Светлана Чистякова не забывает поддерживать себя в хорошей форме. В молодости занималась легкой атлетикой, сейчас перешла на ходьбу, коньки, плавание. Подтянута, спортивна, активно интересуется жизнью. Помимо основного образования у нее есть еще дополнительное – менеджмент. И это, как с улыбкой рассказывает она, стало причиной тех хлопот, которыми она сейчас занята.
В 2018 году школа-интернат стала участником отбора на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». В рамках проекта в 2019 году на базе школы-интерната № 2 создается центр «Мир без границ», с художественной мастерской, мастерской кулинарных шедевров, фотостудией, студией двигательной активности. Будет закуплено современное оборудование для кабинета психолога.
Непростая подготовка по получению средств и созданию центра в основном лежит на Светлане Чистяковой. Так что скучать ей некогда. И можно порадоваться за школу, ее коллектив и воспитанников, что с ними есть такие неравнодушные люди, как она. И порадоваться за то, что внимание государства, областной власти к таким учреждениям совершенно заслуженное.
Павел ИВАНОВ
Последние новости
Осташковскому землевладельцу установлен запрет на выезд из Российской Федерации
Новости Осташкова, 21 декабря. — Гражданин производил вырубку деревьев с последующим складированием порубочных остатков и деловой древесины на землях сельскохозяйственного назначения, что привело к загрязнению сельхозугодий.
Россельхознадзор проводит профилактические визиты в формате видеоконференцсвязи
Новости Твери, 21 декабря. — Контрольные мероприятия можно проводить в дистанционном формате с использованием мобильного приложения «Инспектор», напомнили в Россельхознадзоре.
Видеоурок проекта «Цифровой ликбез» научит безопасным покупкам в интернете
Минцифры России продолжает просветительский проект «Цифровой ликбез», включающий уроки по цифровой грамотности и кибербезопасности.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований