Школа, в которой интересно: заслуженный учитель из Лихославля открывает профессиональные секреты
Новый учебный год – это всегда новые ожидания. Сегодня это чувствуется особенно ясно.
Новый учебный год – это всегда новые ожидания. Сегодня это чувствуется особенно ясно. Школа меняется. Родители и бабушки замечают: она все больше становится похожей на ту, «нашу», из советского детства. Ту, в которой было по-настоящему интересно.
Но атмосфера школы в первую очередь зависит от учителей. Какова сегодня роль педагога, как воспитать истинных патриотов и хороших людей и в чем секрет успешной сдачи ЕГЭ? Спросим у Светланы Зверевой, учителя истории Лихославльской средней школы № 2. Недавно ей было присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Светлана Владимировна 1 сентября в 38 раз поздравит своих учеников с Днем Знаний.
Чему учит история
Светлана Зверева преподает историю и обществознание. Сегодня часто можно услышать: не зная прошлого, не построишь будущего. Это действительно так?
— Да, говорят, история – учитель будущего. Но жизнь показывает, что не все запоминают ее уроки. Людям часто свойственно забывать плохое, не думать о страшном. Даже о том, что несколько десятилетий назад довелось пережить их собственным предкам. Взять сегодняшний день…Вторая мировая война – это ведь совсем недавнее прошлое. Еще живы люди, которые ее помнят, знают не из книг, что наша страна сделала для Европы, для всего мира. Тем не менее, возрождение нацизма стало возможным, и внуки, правнуки поколения победителей снова на передовой. Потому у учителя истории особая роль. Мы должны научить людей прислушиваться к прошлому, видеть подсказки, анализировать события, — рассказывает моя собеседница.
Она отмечает: лучше всего усваивается информация «из первых уст». И если есть возможность общения со свидетелями исторических событий, упускать ее нельзя. На ее уроках частые гости – дети войны, ветераны горячих точек.
— Однажды я пригласила на классный час бывшую узницу концлагеря Галину Степановну Голубеву. Ее угнали в Германию в пятилетнем возрасте. Когда она рассказала, что ей довелось пережить, мои ученики подошли к пожилой женщине и стали обнимать ее. Некоторые просили прощения за то, что недостаточно серьезно раньше относились к рассказам о войне, об опасности фашизма, думали, что это где-то далеко, в прошлом веке. Мне всегда везло с учениками, это чуткие и восприимчивые ребята, — говорит педагог.
Героизм и современность
Первого сентября её класс будет говорить не только о планах на новый учебный год. Они затронут тему событий в Беслане. С тех трагических дней прошло уже 19 лет…и это не ушло в историю, это по сей день чья-то боль и беда.
— В последнее время дети часто спрашивают меня о патриотизме. Кого считать настоящим патриотом? Разумеется, можно назвать десятки имен, от Алексея Маресьева до Януша Корчака (я убеждена, что любовь к Родине тесно связана с любовью к детям). Но в этом списке непременно должны быть имена наших современников. Андрей Туркин – офицер, который в Беслане закрыл своим телом гранату, и тем самым спас заложников. Медсестра Венера Бабыкина, которая за время службы в Афганистане сдала 26 литров крови для раненых. Она, кстати, последние годы жизни провела в Лихославльском районе. Ребята, которые сейчас защищают Донбасс. Россия всегда была богата людьми, сильными духом. И многие из них живут или жили рядом с нами, быть может, на соседней улице.
Этой теме посвящен музей ветеранов горячих точек, который создан в Лихославльской средней школе № 2 по инициативе Светланы Владимировны.
— Если быть точными, с этой инициативой выступил воин-интернационалист Константин Фурсов. А мы с ребятами и руководством школы идею подхватили. В школе выделили кабинет для стационарной выставки. Ученики встретились с ветеранами Афганистана, Чечни, взяли у них интервью, записали воспоминания. Теперь в наш музей приезжают ребята из других школ, знакомятся с биографиями отважных земляков. И порой можно слышать: «это же дядя Дима, он в соседнем доме живет», «а вот здесь говорится про моего дедушку». Это бесценно! – говорит учитель.
Труд и разговоры
Мы обсуждаем нововведения в образовании. Светлана Владимировна – эксперт общественной палаты Тверской области, а до этого много лет входила в Общественный совет при министерстве образования региона.
— « Разговоры о важном» — серьезное начинание. Учителя с учениками всегда говорили на житейские темы. Теперь для этого отведен целый урок. Но для того, чтобы он прошел максимально эффективно, педагогу необходим простор для творчества, возможность добавить в программу то, что особенно важно именно этому классу, молодежи именно этого города или села. О чем бы мы ни говорили – о верности, семейных ценностях, достижениях науки и культуры — нужна привязка к родной земле.
В средней школе № 2 это все есть. У нее сложились прочные дружеские отношения с Карельским национальным музеем. Часто проходят экскурсии и в Торжок, Новгород, Углич.
— Повторю еще раз: мне везет с учениками, они легкие на подъем и любознательные. И родители их любознательность поддерживают, — говорит педагог.
Трудовое воспитание – еще одно новшество. Как считает заслуженный учитель, это способствует уверенности в себе, позволяет осознать силу своих рук и ценность труда.
— Не исключено, что понадобится определенная разъяснительная работа с некоторыми родителями, с теми, кто считает задачей ребенка только учебу. Но у нас есть веский аргумент. Возле школы растет прекрасный сад. Наверняка каждый родитель найдет там свое дерево, которое посадил, еще будучи учеником нашей школы. Вот он, живой результат трудового воспитания.
Диалог и дружба
Учительница отмечает: прекрасно, что сегодня школа во многом возвращается к незабытым традициям.
— В нашей стране было лучшее образование в мире. И во многом благодаря тому, что оно базировалось на диалоге учителя и ученика, на разъяснении, повторении, выстраивании логических связей. Мы заметно выиграем, если снова вернемся к этому подходу.
Светлана Владимировна именно им и руководствуется. И который год ее ученики, выбравшие историю, сдают ЕГЭ на высокие баллы.
— Да, у нас много практикумов, консультаций. Но главное, что я стараюсь донести до детей: многое зависит от их умения вникать.Учитель направляет, но понимаешь предмет ты сам. Не менее важный момент – точность речи, способность правильно сформулировать ответ. И наконец, общая эрудиция, умение, сосредотачиваясь на профильном предмете, не забывать и про другие. Например, для понимания исторических процессов важно не только запомнить даты, но и уметь читать карты, знать географию, — делится секретами педагог.
Спрашиваю, что сегодня в первую очередь нужно детям? Что они должны вынести из школы, помимо знаний. Светлана Владимировна отвечает: дружба и увлеченность.
— Закончив школу, мы вспоминаем не столько уроки, сколько поездки, игры, спортивные поединки, школьные спектакли, работу в библиотеке, живом уголке, как сажали цветы с друзьями, как собирали факты для школьного музея. Детство – это время максимально активной и полной жизни, когда человек успевает все и легко находит общий язык с другими. Замечательно, если это удастся сохранить и во взрослом возрасте.
Ну вот, осталось спросить только, как воспитывается истинный патриотизм, любовь к Родине, народу и роду.
Но кажется, Светлана Владимировна на этот вопрос уже ответила.
Последние новости
Более 2000 контрольных мероприятий по земельному надзору проведено в Тверской области
Новости Твери, 22 декабря. — С начала года на территории Тверской области проконтролировано свыше 100 тысяч гектаров земель сельхозназначения.
Не зима, но оттепель: прогноз погоды на предновогоднюю неделю
Фото: Леонид Смирнов/РИА Верхневолжье На прошлой неделе погода прокатила жителей Тверской области на настоящих «американских горках»: от небольшого минуса в начале до заморозков в середине, а в конце и вовсе началась оттепель.
Поздравление Губернатора Игоря Рудени с Днём энергетика
Уважаемые работники и ветераны энергетического комплекса Тверской области!
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований