Свободу творчеству! Учиться никогда не поздно!

В юности все мы были увлечены творчеством. По крайней мере, мечтали овладеть каким-то музыкальным инструментом или научиться рисовать.

В юности все мы были увлечены творчеством. По крайней мере, мечтали овладеть каким-то музыкальным инструментом или научиться рисовать. Кто-то, вероятно, сумел развить в себе определенный талант, другой остановился на любительском уровне, ну а третьему не хватило времени и мотивации даже, чтобы приступить к занятиям. Уже во взрослой жизни мы порой ощущаем в себе творческие импульсы родом из детства, но не прислушиваемся к ним. Стыдливо отмахиваемся от мечты и считаем, что уже поздно браться за струны и кисти. Сегодня мы пообщаемся с талантливым художником и педагогом, доказавшим, что творчество не имеет возрастных границ — начать рисовать можно и в 5 лет, и в 60.

Почему-то люди охотно соглашаются с тем, что нижней возрастной границы для развития творческих навыков не существует, но с большим скепсисом относятся к утверждению, что нет и верхней. И совершенно напрасно! Напомним, что художник Александр Зазынов закончил тверское художественное училище им. А.Г. Веницианова в 50 лет. Примерно в том же возрасте талант в себе открыл и Александр Гусев. К тому времени у него на руке уже недоставало нескольких пальцев, но это не помешало ему стать одним из самых узнаваемых и оригинальных художников Осташкова.

В пятницу я отправился во Дворец культуры «Юбилейный», где на втором этаже по пятницам художница Оксана Шалимова в своей студии «АртСпираль» учит рисованию взрослых. Сразу оговоримся, что с детьми и взрослыми она также занимается на острове Городомля.
В небольшом светлом кабинете за мольбертами на листах формата А2 увлеченно штриховали ученицы Оксаны: Лидия Логутова, Ольга Васильева, Любовь Сергеева и Анна Бернер. У стены перед ними расположился сложный натюрморт, включающий в себя драпировку, гипсовый шар, сухоцветы в стеклянной вазочке и раскрытую книгу с актрисой Одри Хепберн на странице разворота. Другая была залита красным цветом и в этой композиции служила контрастом.

Я застал третий и, по всей видимости, заключительный урок, посвященный этому натюрморту. На первом ученицы Оксаны занимались компоновкой, конструктивным построением из простых форм и эскизом. На втором, приступив к штриховке, начали передавать объем, свет и тень. И вот сегодня уже должны закончить рисунок.

Помаячив некоторое время за спинами, я всё же решился побеспокоить увлечённых творчеством женщин, задав им несколько вопросов. Выяснилось, что все они пришли на занятия к Оксане осенью прошлого года. Ранее изобразительным искусством не занимались, но давно мечтали попробовать. Эта мечта их всех и объединила.

— Думаю, что эта мечта родом из детства, — говорит Лидия Логутова. — Как и многие девочки я грезила о том, чтобы стать модельером и создавать красивые платья… И даже хотела поступить в институт легкой промышленности, но жизнь сложилась иначе. И более до недавних пор в ней ничего связанного с рисованием не было.

— Как вы представляете себе конечную цель ваших занятий? — спрашиваю у учениц. – Чего бы вы хотели нарисовать?

— Мы как самураи, — шутя отвечает Анна Бернер. — У нас нет цели, только путь!

— Прежде всего мы хотим научиться видеть и чувствовать красоту вокруг себя, — произносит Лидия Логутова.

— Сначала мы пришли сюда по зову сердца, повинуясь детской мечте, — рассуждает Ольга Васильева. – Потом произошел некий перелом. Включился серьезный подход. Сейчас эти занятия – неотъемлемая часть нашей жизни. И мы места себе не находим, если в пятницу не рисуем в этой студии.

— Мне кажется, что они должны начать понимать что делают, — говорит уже Оксана Шалимова. — То есть научились рисовали не интуитивно, а осознанно. Отдавая себе отчет, почему стоит выбрать тот или иной цвет, тон, почему штриховка должна быть выполнена именно так, а не иначе, и почему композиция именно такая.

Довольно продолжительную часть беседы с педагогом мы посвятили разговору о принципиальных отличиях в обучении детей и взрослых.

— Со взрослыми можно разговаривать о серьезных и сложных вещах, а дети многое постигают через игру, — делает вывод Оксана. Они предпочитают легкий, непринужденный формат лет до 10-11, а потом с ними уже можно говорить о построении перспективы и прочем. Но при этом и взрослым, и детям должно быть одинаково интересно. Вот и с этой группой на первых занятиях мы просто присматривались друг к другу, чтобы понять, зачем мы здесь. Если бы ученики захотели начать наши уроки с портрета, то мы бы так и сделали. Но они рассудили, что следует сперва разобраться с азами, академическим рисунком, чтобы потом было проще. Академический рисунок мы чередуем с чем-то медитативным, вроде этюдов акварелью.

— Существует такое распространённое мнение, что дети более пластичные, раскрепощенные, у них лучше с фантазией, а взрослые закрепощены и зажаты, — продолжаю разговор с художницей. — Как вы справляетесь с внутренними зажимами ваших взрослых учеников?

— Это очень актуальная проблема и задача для учителя. Даже детям после садиков, где они рисуют по шаблончикам, нужно какое-то время, чтобы понять, что их не будут ругать за зеленое небо, синюю траву или случайное пятно краски на бумаге. Через такие вот эксперименты получает свободу творческое начало. Ну а взрослые боятся вообще всего. Многие очень хотят, но не идут на занятия просто потому, что боятся показаться неумехами. На самом деле, у всех есть способности. Все могут их развивать, а страх — это самый главный тормоз.

— Да, действительно, у нас у всех был какой-то комплекс, боязнь сделать что-нибудь не так, — вспоминают ученицы. – Мы и сейчас продолжаем с ним справляться.

— Для снятия зажима мы используем разные смешанные техники, — говорит Оксана Шалимова. — Рисовали пальцами, пробовали акварель, гуашь, сангину, уголь, соус, изучали цвет… Когда станет теплее выйдем на пленэр рисовать Осташков!

Прощаясь с художницей-педагогом, мы попросили её придумать какое-то упражнение или мастер-класс для читателей газеты «Селигер».

Андрей РЯБОЧКИН
Фото автора, Ольги Гусинской и из архива студии

Последние новости

Погода в Твери: Новый год встретим при дожде и нуле

Новости Твери, 26 декабря. — Гидрометцентр России спрогнозировал погоду в Твери на неделю.

В областной столице провели операцию по новейшей технологии

Фото: пресс-служба Министерства здравоохранения Тверской области 26 декабря в Больнице скорой медицинской помощи Твери впервые прооперировали троих пациентов с аденомой предстательной железы методом лазерной энуклеации.

Исполняющим обязанности ректора Тверского медуниверситета назначен Александр Сонис

24 декабря исполняющим обязанности ректора Тверского государственного медицинского университета назначен доктор медицинских наук, профессор, заслуженный работник здравоохранения РФ Александр Григорьевич Сонис.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Белово на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *