В детский сад с мамой
Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта является сотрудничество детского сада и семьи.
Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта является сотрудничество детского сада и семьи. В связи с этим, параллельно с традиционными формами дошкольного образования, в детском саду активно развиваются вариативные формы, такие как группы кратковременного пребывания, консультативный пункт, семейный клуб, которые выступают как структурные единицы муниципальных образовательных учреждений.
В детском саду №4 города Старицы функционирует консультативный пункт. Здесь родители (законные представители) детей раннего возраста, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на бесплатное получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.
Педагогом-психологом Андреевой Татьяной Викторовной у нас в дошкольном образовательном учреждении создана семейная адаптационная группа кратковременного пребывания, которая работает по программе «В детский сад с мамой».
Цель этой программы — облегчить адаптационный период у детей раннего возраста, создав эмоционально комфортные условия пребывания в детском саду, предотвратить психосоматических заболеваний.
На семейных встречах и занятиях с педагогом-психологом решается ряд задач: семьи будущих воспитанников знакомятся друг с другом, у малышей формируются положительные эмоциональные контакты со взрослыми и сверстниками, развиваются навыки совместной игры и предметного взаимодействия.
Татьяна Викторовна формирует у родителей представление об особенностях и проблемах адаптационного периода, о значимых факторах облегчения процесса адаптации детей к детскому саду.
Семейные встречи с родителями и малышами проводятся в сенсорной и спортивной комнатах, которые оснащены современным оборудованием.
Во время встреч педагога-психолога и родителей используется лекционный материал по факторам, влияющим на успешную адаптацию (режим, питание, возрастные и индивидуальные особенности, навыки и т. д.), а также различные игровые упражнения, мастер-классы и анкетирование.
Занятия с малышами состоят из двух блоков: интегрированное занятие и свободная игровая деятельность.
Интегрированное занятие включает в себя две части. В первой части используются игровые упражнения, связанные сюжетом. Например, детки вместе со своими мамочками ходили в гости к зайчихе Ляле, встречались с ёжиком и мишкой в лесу. Дети и родители с интересом перевоплощались в цыпляток, котят, щенят, помогали героям отыскать солнышко, собрать шишки и грибы, танцевали и пели. Каждое занятие сопровождалось забавными потешками, дыхательной и пальчиковой гимнастикой, веселыми песенками и музыкой.
Во второй части занятия с ребятами Татьяна Викторовна использует элементы арт-терапии и рисование нетрадиционными способами, например пальчиками, ладошками, пластилином.
После занятий дети и мамы с увлечением играют в сенсорной комнате с интерактивными и развивающими игрушками, «купаются» в сухом бассейне.
Родители воспитанников, входящих в адаптационную группу, положительно отзываются о таких занятиях. Они считают их не только интересными, но и очень полезными, так как малыши с удовольствием посещают занятия и без страха приходят в детский сад.
Без сомнения, это даёт положительный эффект в период привыкания детей к условиям детского сада. Ребята быстрее осваиваются в новой обстановке, меньше болеют и успешно вступают в контакт с педагогами и сверстниками.
Таким образом, консультативный пункт как альтернативная форма предоставления качественного образования обеспечивает доступность дошкольного образования для детей, не посещающих дошкольное учреждение. Здесь создана благоприятная среда для всестороннего развития и социализации ребёнка раннего возраста, а для родителей (законных представителей) — возможность получить профессиональную поддержку специалистов – психолога, дефектолога, логопеда, медицинской сестры, физкультурного и музыкального руководителей.
Для детей, уже посещающих детский сад, Татьяна Викторовна использует в своей работе ещё одну нетрадиционную форму оказания психолого-педагогической помощи родителям и дошкольникам — семейный клуб.
Уже несколько лет в нашем детском саду действует семейный клуб «Школа родителей и будущих первоклассников», главная цель которого – помочь родителям приобрести педагогические знания, узнать особенности физического, психического развития ребёнка предшкольного возраста, познакомиться с практическими методами воспитания будущих первоклассников.
Ведь проблема готовности к школьному обучению актуальна не только для учителей, принимающих детей в первый класс, и педагогов, на которых непосредственно лежит нагрузка предшкольной подготовки, но и для родителей, которые хотят видеть своих детей успешными в школе.
Работа клуба включает в себя несколько блоков: психофизиологическая, социально-личностная, интеллектуальная и мотивационная готовность.
Семинары, мастер-классы с родителями и тренинги с дошкольниками, которые проводит Татьяна Викторовна, охватывают наиболее важные проблемы подготовки детей к обучению в школе:
развитие когнитивных функций; формирование пространственных и пространственно-временных представлений; обогащение и уточнение словарного запаса детей, расширение кругозора и осведомленности; совершенствование фонематического восприятия и формирование основ звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики руки, зрительно-моторной координации; формирование компонентов произвольной регуляции, произвольности психических процессов; формирование учебной мотивации, развитие любознательности; осознание родителями своей воспитательной деятельности, проявление родительской ответственности; освоение родителями конкретных умений в воспитании своего ребенка.
На наш взгляд, это одна из наиболее эффективных форм сотрудничества с родителями.
Такая организация работы с семьями, находящимися на пороге школьной жизни, носит комплексный характер, что позволяет нам более качественно решить проблему подготовки детей к обучению в школе.
В результате работы клуба улучшились взаимоотношения и взаимопонимание родителей и детей. Взрослые осознали значимость своей воспитательной деятельности и освоили конкретные умения в воспитании своего ребенка.
Многочисленные положительные отзывы родителей о работе семейного клуба «Школа родителей и будущих первоклассников» свидетельствуют о его эффективности в вопросах подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
Наталья АНДРЕЕВА, заведующая Детским садом № 4.
Последние новости
Центробанк России не стал повышать ключевую ставку и сохранил её на уровне 21%
20 декабря Совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 21% годовых.
Совет директоров Банка России сохранил ключевую ставку на прежнем уровне
фото: Алексей Майшев/Известия Совет директоров Банка России на заседании, которое прошло 20 декабря, принял решение о сохранении ключевой ставки на текущем уровне — 21%.
В России в 2025 году пособие для семей с детьми вырастет на 14,8%
Новости России, 20 декабря. — О том, каких меры поддержки семей с детьми были реализованы в уходящем году, отчиталось Министерство труда и социальной защиты РФ.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения