В Тверской области в больницах ждут специалистов после вузовского распределения

Идея направлять выпускников медицинских учебных заведений в больницы и поликлиники по распределению всерьез обсуждают в российском парламенте.

Идея направлять выпускников медицинских учебных заведений в больницы и поликлиники по распределению всерьез обсуждают в российском парламенте. По данным портала госстатистики, на май 2023 года в среднем по России обеспеченность специалистами составляла 15,27 на 10 тысяч населения, но в большинстве регионов и того меньше. Законопроект уже рассматривается в профильном комитете Государственной Думы, параллельно идет обсуждение «на земле». Распределение: что это – возвращение к полузабытому прошлому, нарушение прав и законов или торжество справедливости, – попытались разобраться и мы в «ВТ».
В информационном поле продолжается обсуждение законодательной инициативы, с которой выступил депутат Госдумы Алексей Куринный: нужно вернуться к работе по распределению. Депутаты осознают непопулярность решения, но других способов пока нет, считают законодатели, и добавляют, что старые новые методы распределения выпускников по больницам страны нужно решать в совокупности с предоставлением жилья. Помимо финансирования вторая по значимости задача, признают в российском парламенте, – урегулировать кадровый вопрос, а точнее укомплектовать специалистами первичного звена больницы, ФАПы и поликлиники за счет выпускников медвузов и училищ. В интервью «Известиям» народный избранник, депутат седьмого и восьмого созывов, между прочим, врач-хирург и к.м.н., рассказал, что «некоторые цифры свидетельствуют об улучшении укомплектованности медорганизаций, но мы знаем, что они больше связаны с документами (с цифрами на бумаге – прим. ред.), чем с реальными переменами, — когда в учреждениях уменьшается количество ставок, и укомплектованность растет по факту».

Обеспокоенность депутатов, приезжающих из регионов, имеет естественную подоплеку: «В своих же регионах они видят, что ситуация прогрессивно ухудшается. Нужны срочные меры». Именно поэтому параллельно разрабатывается законопроект, предусматривающий равные выплаты врачам вне зависимости от региона проживания. Но запуск такого проекта начнется с семи пилотных регионов и только в 2025 году. В принципе, в Тверской области действует своя программа   модернизации первичного звена здравоохранения на 2021-2025 годы. Создаваемым механизмом мотивации и руководителей, и собственно медработников организаций первичного звена в ней тоже озабочены.

В своем тг-канале депутат немало внимания уделяет проблеме нехватки специалистов на местах, которую изначально российский Минздрав пытался решить весьма просто, заткнув «бреши на передовой», т.е. недостаток специалистов первичного звена, выпускниками после 6 курсов. Он считает, что насыщение недоученными специалистами в том числе системы здравоохранения не решит проблему качества – а это сейчас наиболее важная задача, чем абсолютно формальное закрытие проблемы доступности медицинских специалистов.

В его словах есть и логика, и опыт, и сопротивление формальному подходу к решению важных для нации, для государства задач. Кстати, у многих еще в памяти свежи хроники ковида, когда, например, в нашей Тверской области студентов медуниверситета и колледжей направили работать на горячую линию «122», или в «красную зону» – их было более 800. Да, в подобных «фронтовых» условиях учатся гораздо быстрее, но насколько это, интересно, отразилось на качестве полученных ими знаний? Кто из них вернулся работать в районы?

И если каждый медицинский вуз, училище или колледж выпускают ежегодно новых специалистов, если не оскудевает в них тропа абитуриентов, куда, казалось бы, деваются все эти тысячи и тысячи выучившихся по всей стране врачей, медсестер и т.п.? Почему бросается в глаза их нехватка? Неужели все в науку идут? Нет. Одних привлекают зарплаты в соседних регионах, других – работа в частных клиниках, где также «кормят получше». А перед государственными медкабинетами по-прежнему большие очереди – и выходит на каждые два часа работы кабинета человек 15, а то и больше пациентов (при условии, что специалист в штате есть, а если нет, то страждущие бегут в платные клиники и очереди до небес вырастают уже там). А по норме, напомним, специалист должен уделять внимание минут 15 каждому обратившемуся.

За комментарием мы обратились к депутату Тверской городской Думы, главврачу детской городской больницы №1 Ольге Константиновне Устиновой. И она подтвердила, что проблема нехватки медицинских специалистов остро стоит по всей России. По итогам прошлого года страна нуждалась в 25 тысячах врачей и 40 тысячах специалистов среднего звена. Дефицит наблюдается и в Тверской области, картина очень выражена. 

- Ольга Константиновна, насколько распределение молодых врачей-специалистов востребовано у нас? Ведь есть же целевой набор, программа   «Земский доктор», единовременная выплата в один миллион рублей на постройку собственного жилья – есть же соответствующее постановление   правительства Тверской области?

- Решение очень актуально и мы с коллегами его давно ждем, практически с конца 80-х годов прошлого века, когда распределение потихоньку упразднили. Эта программа позволяла обеспечить готовыми специалистами нуждающиеся медучреждения хотя бы на три года. За это время вчерашние выпускники росли как специалисты на глазах. Ведь в крупных городах они «стоят в очереди», чтобы дождаться времени, когда  смогут провести ту же операцию самостоятельно, когда станут «номером один», а в маленьких – они гарантированно им станут в результате большой практики (и отсутствия конкурентов).

Противники целевого распределения напирают на то, что это нарушает Конституцию, лишает выбора и прочих свобод. Не соглашусь: государство затрачивает огромные деньги на обучение каждого медицинского специалиста, и справедливо, что выпускник будет заключать контракт на «отработку» с больницей, куда его направит страна. Государство тратит деньги – и имеет право получить отдачу. Конституция – это не только про права, но и про обязанности. К тому же свободное распределение, как показывает практика, несправедливо к пациентам, живущим в отдаленных регионах – зачастую они лишены возможности получить качественное и, главное, своевременное медицинское обслуживание.

И главное, целевой набор не решает проблему нехватки медработников на местах, т.к. прием в учебные заведения по ним лимитированный – всё осуществляется в рамках принятых федеральным правительством квот. (В Минздраве РФ считают, что это, да еще ужесточение санкций за отказ молодых медиков после выпуска трудоустраиваться в государственные поликлиники и фельдшерско-акушерские пункты, поможет – ТАСС ) Что касается Тверской области, например, то в 2023 году в ТГМУ по сравнению с прошлым годом увеличили количество квот по договору о целевом обучении на 34 места. Создано 110 мест на лечебном деле, 33 будут обучаться по целевому направлению педиатрии, 15 на стоматологов.

Но одно дело на бумаге, а другое – в жизни. На деле приходят работать не все, по разным причинам. Что касается детской городской больницы №1, то у нас из 9 таких подписанных целевых договоров осталось только два. В чем причина? Допустим, в отсутствии мотивации. Ну кто после крупного города и относительного комфорта и доступности всего поедет назад практически в неизвестность? В однозначно более простые условия? И дело не только в том, что выросло поколение потребителей, которым личное важнее общественного, для кого комфорт важнее служения обществу, но и в том, что понятия гуманизма подменяются формальным отношением к миссии медработника.

Готовя материал, мы попросили крупнейшую рекрутинговую компанию hh.ru поделиться статистикой по трудоустройству специалистов в сфере здравоохранения. По Тверской области прямо сейчас ощущается нехватка 373 врачей, 7 главврачей и заведующих отделениями, 3 заваптекой, 36 фармацевтов-провизоров, 11 лаборантов, 124 медсестер и медбратьев, 4 ветврачей, 4 ассистентов врачей и 98 администраторов (в те же медклиники и центры). И это только то, что на поверхности – из числа обратившихся на онлайн-платформу медорганизаций. Нам рассказали, что за последний месяц в Тверской области было открыто более тысячи вакансий в сфере медицины и фармацевтики, диапазон зарплат – от 35 тысяч рублей до 80 тысяч. Хотя, конечно, часть вакансий предполагает переезд в другой регион, например в Подмосковье. В hh.ru отмечают, что часть работодателей (62%) – достаточно большой процент – готовы рассматривать соискателей даже без опыта работы, 32% – с опытом от 1 до 3 лет, т.е. с минимальным. При этом обратный вектор (от соискателей) таков: размещено около 1,5 тысячи резюме, из них 10%, или 151, от специалистов с высшим образованием в возрасте 18-30 лет.

Фото: Весть ;  MedRussia ;  РИА Новости ;  ЯрНовости


Последние новости

Глава Форин-офиса заявил, что конфликт на Украине будет урегулирован к концу апреля

Фото: Stefan Rousseau / Reuters Глава британского МИД Лэмми Дэвид заявил, что урегулирование конфликта на Украине при посредничестве администрации будущего президента США Дональда Трампа может быть достигнуто к концу апреля.

Специальный репортаж «Бесперспективный уголок Родины»

От Кафтинского сельского поселения до Москвы всего каких-то 350 километров.

«Единая Россия» и фонд «Наша Правда» передали технику бойцам на Курском направлении

В составе груза - компоненты для дронов Технику бойцам СВО на Курском направлении передал руководитель Центрального исполкома партии Александр Сидякин.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Великих Луках с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *