Великий уроженец Осташкова: 350 лет назад родился Леонтий Филиппович Магницкий

Из юбилеев нынешнего 2019 года неожиданно тихо подошел юбилей выдающегося сына Осташкова, одного из деятелей бурного и уникального времени рубежа XVII–XVIII вв., талантливого самородка Леонтия Магницкого.

Из юбилеев нынешнего 2019 года неожиданно тихо подошел юбилей выдающегося сына Осташкова, одного из деятелей бурного и уникального времени рубежа XVII–XVIII вв., талантливого самородка Леонтия Магницкого. Его «Арифметику» называл своими «вратами учености» великий Ломоносов.

Магницкий воспринимался современниками и ближайшими потомками совсем не так, как воспринимаем его мы. Его «Арифметика» преподавалась и переиздавалась вплоть до конца XIX столетия, причем переиздавалась факсимильно – это значит, что сама подача материала, старославянский язык, шрифт и совершенно непривычный для нас барочный вид учебника не казались препятствием для юношества еще сто пятьдесят лет назад.

Магницкий был, судя по всему, самоучкой. По одной версии, он был сыном крестьянина Филиппа Теляшина. С юных лет работал с отцом на пашне, самостоятельно обучаясь чтению и письму, и был страстным охотником читать и разбирать мудреное и трудное. По другой версии, Магницкий был родным племянником архимандрита Нектария (Теляшина), ученика преподобного Германа Столобенского, одно время архиепископа Тобольского. Это последнее не исключено, но сам святитель Нектарий своего знаменитого родственника не увидел – он скончался в 1667 году.

В 1684 году Леонтий Теляшин уже в Иосифо-­Волоколамском монастыре, которому принадлежала половина осташковских слобод и у которого с его обитателями были очень тесные контакты. Здесь его также отметили и рекомендовали в Славяно­-греко­-латинскую академию в Москве. Там он пробыл до 1694 года. Математику в академии не преподавали, так что свою главную стезю в науке Магницкий проторил опять же самостоятельно.

Знания Леонтия Филипповича в области математики удивляли многих. Он произвел впечатление даже на молодого царя незаурядным умом и обширными познаниями. В знак почтения и признания достоинств Петр I, по легенде, жаловал ему фамилию Магницкий «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

Мало что известно о жизни и деятельности его между 1694­м и 1701 годом, официально говорится, что в это время новоиспеченный выпускник академии занимался преподаванием и давал частные уроки в Москве.

1 февраля 1701 года Магницкий нанят Оружейной палатой для подготовки первого отечественного учебника по математике, предназначенного для «обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей». В подрядной записи читаем, что палатой нанимается «осташковец Леонтий Магницкий, которому велено ради народной пользы издать через труд свой словенским диалектом книгу арифметику».

К созданию учебника нашего «осташковца» побуждал Петр I, крайне нуждавшийся в образованных морских офицерах.

Учебник, несмотря на его острейшую надобность в стране, делался основательно. Выходу основного тиража предшествовала педагогическая проверка. Уже 21 ноября 1701 года книга была в рукописи готова (по-­видимому, Магницкий к тому времени уже не один год занимался подготовкой материалов к ней). 

Учебник писался как практическое пособие для учеников Навигацкой школы, открывшейся тогда в Москве в Сухаревой башне. Там же работал и сам создатель учебника.

Навигацкая школа, в которой преподавал Магницкий, как и все русские школы того времени, была наполнена иностранцами. Далеко не все они были действительно профессионалами своего дела, многие, особенно англичане, наоборот, стремились выдавить талантливого русского учителя, отличавшегося к тому же завидной работоспособностью. Вот такое доношение составил заведовавший школой Алексей Курбатов. Обратите внимание на сравнение Магницкого с английскими учителями, которые «только и до Леонтия наукою не дошли»:

«По 16 июля (1703 года) прибрано и учатся 200 человек. Англичане учат их той науке чиновно, а когда временем и загуляются или, по своему обыкновенно, почасту и долго проспят, имеем… определенного им помоществователем Леонтия Магницкаго, который непрестанно при той школе бывает, и всегда имеет тщание… в чем те Англичане, видя в школах его управление не последнее, обязали себя к нему, Леонтию, ненавиденьем, так что уже просил он, Леонтий, от частого их на него гневоимания от школы себе свободности, однако ж я, ведая, что ему их ради гневоимания от школы свободну быть не доведется, приказал ему о всяких поведениях сказывать… мне, и я, присматривая, что он приносит о порядке совершенном, призвал их в палату и сам к ним ездя почасту… а дело из них признал я в одном Андрее Фарварсоне, а те два хотя и навигаторы написаны, только и до Леонтия наукою не дошли».

Несмотря на такие препятствия, Магницкий имел достаточно творческой и педагогической свободы для своего труда. В 1703 г. «Арифметика, сиречь наука числительная…», после двухлетней практической проверки, была издана на Печатном дворе в Москве большим по тому времени тиражом 2400 экземпляров. 

В предисловии «Арифметики» Леонтий Магницкий славит Петра I, который «обрел кораблям свободный бег» и создал грозный русский флот «врагам нашим вельми губно». Магницкий говорит, что он внес в свой труд «из морских книг, что возмог», и всякий, кто «хотяй быти морской пловец, навигатор или гребец», найдет в ней для себя пользу.

«Арифметика» состоит из двух книг. В «Арифметику­-политику, или Гражданскую» Магницкий включил сведения о нумерации и четырех арифметических действиях с целыми числами, о дробях (в частности, впервые в российской литературе о десятичных дробях), а также раздел о денежном счете, мерах и весах. Алгебраические правила, прогрессии и корни Магницкий рассмотрел в применении к морскому и военному делу.

«Арифметику­-логистику не по гражданству токмо, но и к движению небесных кругов принадлежащую» (книга вторая) Магницкий посвятил квадратным уравнениям, геометрии, тригонометрии и математическим основам навигации.

При работе над «Арифметикой…» Магницкий использовал западноевропейские научные труды, одним из первых в России пользовался арабскими цифрами, которые только за месяц до напечатания книги в Москве употреблены были первый раз в журнале осады Нотебурга 27 декабря 1702 года (ранее в отечественных арифметических рукописях цифры обозначались славянским алфавитом).

«Арифметика» Магницкого положила начало принципиально новому поколению учебных книг. Магницкий заботился о том, чтобы его книга была понятна без наставника, лишь бы читатель был настойчив и прилежен. Содержание математических знаний изучалось последовательно по принципу от простого к сложному; математические расчеты были тесно связаны с профессиональной подготовкой специалистов в области фортификации, геодезии, артиллерийского дела. 

Широко применялись Л.Ф. Магницким разнообразные средства наглядности. К учебнику прилагались различные таблицы и макеты.  Уже титульный лист «Арифметики» был своеобразным символическим наглядным пособием, отображавшим содержание учебника. Сама арифметика как наука была изображена в виде аллегорической женской фигуры со скипетром – ключом и державой, восседавшей на троне, к которому ведут ступени лестницы с последовательным перечислением арифметических действий: «счисление, сложение, вычитание, умножение, деление». Трон был помещен в «храме наук», основание которого покоилось на фундаменте, на котором был написан вопрос: «Арифметика что дает?». Ответ на этот вопрос содержится на колоннах храма: «геометрия, стереометрия, астрономия, оптика, «меркатория» (так именовали в те времена собственно навигацкие науки), география, фортификация, архитектура».

Племянник тобольского архиепископа и настоятеля Ниловой пустыни был всю жизнь ревностным христианином. Магницкий писал против антицерковных воззрений Дмитрия Тверитинова, отстаивая православное вероучение. В своем знаменитом учебнике он пишет, что математика не противоречит библейским представлениям о мире и человеке. Язык «Арифметики» в своей основе церковнославянский, хотя и не одинаков в различных частях учебника.

В 1704 году Магницкому было даровано дворянство. Заслуги его были отмечены: государь жаловал его деревнями во Владимирской и Тамбовской губерниях, приказал выстроить ему дом на Лубянке в Москве, а за «непрестанные и прилежные в навигацких школах во учении труды» наградил «саксонским кафтаном» и другой одеждой.

В этот период великий уроженец Осташкова привлекался как военный инженер к строительству фортификационных укреплений. В 1704 году им была реконструирована (фактически выстроена заново) крепость Великие Луки, а в 1707 году подобной же реконструкции подверглась крепость Твери. Вместо средневековых деревянных крепостей эти города приобрели первоклассные европейские бастионы, которые могли стать надежной опорой современной армии при военных действиях, если бы Карл XII решил вторгнуться в Россию по кратчайшему направлению на Москву из Польши или Прибалтики. К счастью, военной надобности в этих крепостях в Северную войну не возникло, крепость в Твери была в XIX века полностью срыта, а вот в Великих Луках сохранилась и до сих пор поражает своим грандиозным масштабом.

Кроме  «Арифметики» Л.Ф. Магницкий вместе с учителями Навигацкой школы создал еще два труда. В 1703 г. были изданы  «Таблицы логарифмов и синусов, тангенсов, секансов к научению мудролюбивых тщателей» (Л.Ф. Магницкий, Э. Фарварсон, С. Гвин).  В 1722 г. были изданы «Таблицы горизонтальные северной и южной широты» (Л.Ф. Магницкий, Э. Фарварсон. Последний стал переводом с голландского языка труда Шаца Камера).

С 1714 г. последовал указ Петра I об учреждении в ряде губерний России низших школ для обучения детей дворян и разночинцев грамоте, а также геометрии. Они получили название цифирных, или арифметических. Подготовка преподавательского состава была поручена Навигацкой школе. Непосредственный подбор кадров для новых школ был возложен на Леонтия Магницкого.

В 1715 г. в Санкт­-Петербурге была открыта Морская академия, или, как ее еще называли, Академия морской гвардии, куда в 1716 г. переехали коллеги--математики Магницкого Эндрью Фарварсон (упомянутый в письме Курбатова как единственный действительно сведущий учитель в Навигацкой школе) и Стефан Гвин. Леонтий Магницкий остался в Москве в должности старшего преподавателя и заведующего учебной частью, осуществляя руководство всей учебной работой школы.

В 1732 году Магницкий стал директором Навигацкой школы и преподавал в ней до самой смерти. Леонтий Филиппович скончался 19 (30) октября 1739 г. и был погребен в Москве в церкви Гребенской Богоматери (Гребневской иконы Божией Матери) у Никольских ворот.  Древняя каменная церковь XVI века разрушена в 1932 году, могила Магницкого утрачена.

Павел ИВАНОВ

Последние новости

Осташковскому землевладельцу установлен запрет на выезд из Российской Федерации

Новости Осташкова, 21 декабря. — Гражданин производил  вырубку деревьев с последующим складированием порубочных остатков и деловой древесины  на землях сельскохозяйственного назначения, что привело к загрязнению сельхозугодий.

Россельхознадзор проводит профилактические визиты в формате видеоконференцсвязи

Новости Твери, 21 декабря. — Контрольные мероприятия можно проводить в дистанционном формате с использованием мобильного приложения «Инспектор», напомнили в Россельхознадзоре.

Видеоурок проекта «Цифровой ликбез» научит безопасным покупкам в интернете

Минцифры России продолжает просветительский проект «Цифровой ликбез», включающий уроки по цифровой грамотности и кибербезопасности.

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Гатчине

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *