Итоги трехлетки Игоря Рудени: дороги, порядок, самоощущение
Первый год работы в должности – ну, сказать обычно нечего: человек входит в курс дел, к нему присматриваются.
Первый год работы в должности – ну, сказать обычно нечего: человек входит в курс дел, к нему присматриваются. Второй год тоже, в общем, не показателен: только-только становится понятно, какое наследие досталось от предшественника. А вот три года – это уже время подводить первые итоги. Понятен и масштаб замыслов, видны первые результаты, определилось направление движения. Три года губернаторства Игоря Рудени продемонстрировали несколько важных тенденций. Выделим три самые значимые – по числу лет.
Самое наглядное
Простейший признак, по которому каждый может понять, чем занимается команда губернатора, – посмотреть на дороги. Дороги много лет оставались самой дурной приметой Тверской области. Если кто приезжал к нам, то первым делом начинал говорить о том, какие у нас ужасные дороги – особенно по сравнению с Московской областью, уже не говоря о Москве. Многие не помнят, что такие города, как Кашин и Весьегонск, попросту были вычеркнуты из областной жизни, потому что добраться туда по тем дорогам, которые были, считалось предприятием героическим. Многие забыли, что о Тверской области если и вспоминали, так обычно в связи с качеством дорожных ремонтов. "У вас их что, никогда не ремонтируют", - спрашивали наши гости. А мы только сокрушенно вздыхали и разводили руками.
Сейчас таких вопросов больше не задают. Конечно, нашим дорогам по качеству еще далеко до подмосковных, но «дорожная тема» явно ушла из общественной повестки. Кардинально решить проблему дорог за три года невозможно, слишком все запущено, но понятен курс новой команды, понятен вектор. За три года в области отремонтированы сотни километров дорог. Разработаны новые стандарты содержания и эксплуатации дорог, стандарты дорожных ремонтов. Подрядчики, которые в эти стандарты не вписываются, с рынка ушли. Оставшиеся демонстрируют возросшее качество ремонтов. Применяются самые передовые технологии дорожно-строительной науки – например, ремонт по технологии регенерации, когда перерабатывается старый асфальтобетон и восстанавливаются его свойства (это значительно удешевляет ремонты).
Есть региональная дорожная программа, есть федеральные трассы, которые также под контролем областного правительства. Объем дорожного фонда области при Игоре Рудене вырос в 2,5 раза, до 11 миллиардов рублей – такого не было никогда. И столько автомобильных дорог в области тоже не ремонтировали никогда. План на ближайшую пятилетку – отремонтировать 1244 километра автодорог регионального назначения.
Это что касается дорог региональных. А если у вас нет машины, и вы пользуетесь общественным транспортом, посмотрите, как стали ремонтировать улицы. В этом году только в Твери – 26 объектов ремонта. Ремонтируют в Твери, Вышнем Волочке, Кашине, Ржеве… Куда ни приедешь – везде кладут новый асфальт, везде ремонтируют дороги.
Качественная дорожная сеть тянет за собой, как нитку из клубка, решение других проблем, прежде казавшихся неразрешимыми. Если в области есть дороги, сюда приходят инвесторы, которым транспортная инфраструктура нужна для вывоза продукции. Если в области есть качественные дороги – сюда тянут скоростную магистраль М-11, благодаря которой теперь до Химок от Твери доезжаешь за час. Если есть хорошие дороги – машины "скорой помощи" доезжают до больного быстрее, смертность снижается, пожарные доезжают быстрее, пожары тушатся быстрее, полиция доезжает быстрее…понятно, в общем. Дороги – это еще и качество управления. Оно тоже сильно изменилось за 3 года.
Качество управления
Как определяется качество управления? Как улучшение характеристик управляемого объекта. Для губернатора таким объектом является население, территория, инфраструктура. Про дороги уже сказано. Посмотрим, какая динамика в других отраслях.
Показательный итог трех лет работы нового губернатора – стало больше порядка. Потому что раньше в Тверской области был филиал Дикого Запада. В полном соответствии со словами известного персонажа: «Чего у вас ни хватишься – ничего нет». Нормального коммунального хозяйства не было, общественного транспорта – не было, да что там – мусор вывозить было некому! Везде клубились какие-то мутные компании, какие-то частные лица, у которых единственный интерес – прибыли приватизировать, убытки сбросить на бюджет.
Задача новой команды заключалась в том, чтобы вернуть ключевые отрасли региональной экономики в правовое поле. Порядок стали наводить именно в тех сферах, с которыми соприкасается каждый житель области: коммуналка, горячая-холодная вода, вывоз мусора, пассажирские перевозки.
Что мы видим сегодня? Стратегически важные для региона отрасли возвращаются в государственную собственность. Государственная собственность, контроль государства – это прежде всего понятные правила, это закон и порядок, прозрачность бюджета и новые рабочие места, дисциплина на работе, выплаченные налоги. Это и персональная ответственность: теперь у каждой аварии есть имя и фамилия конкретного ответственного человека. Немаловажно, что это повышение доверия к системе региональной власти вообще: теперь видно, что платежи населения, наши деньги идут не в офшоры, а на ремонты, модернизацию и улучшение инфраструктуры.
Можно по-разному относиться к проводимой политике по возвращению государственного контроля над ключевыми отраслями региональной экономики, но давайте сравним, сколько сообщений о том, что жители какого-нибудь дома (а то и целого поселка!) страдают от того, что к отопительному сезону подготовились некачественно, было пять лет назад. И сколько подобных сообщений было в эту зиму. Сейчас система совершенствуется. Появилась единая диспетчерская, единые диспетчерские центры в муниципалитетах, появилась служба 112, теперь сигналы об авариях на теплосетях или в жилых домах отрабатываются в течение минут, а не часов и суток. Проводится постоянный космический мониторинг территории области с применением новейших средств связи, в прошлом году в Тверской области прошли масштабные учения энергетиков, идет системная и постоянная работа по выявлению незаконных подключений. Это только малая часть по наведению порядка – к сожалению, в ряде отраслей к приходу губернатора царил такой "бурелом", что даже трех лет не хватило, чтобы разобраться. Не будем утверждать, что все хорошо в этой сфере, но после многих лет бесхозяйственности порядок наводится, и этот вектор тоже понятен и очевиден всем.
А дальше снова, как нитка из клубка, потянулось решение других проблем. Повысилась платежная дисциплина - управляющие компании стали лучше работать – расходование бюджетных средств стало прозрачнее – на контракт стали приходить более вменяемые контрагенты – стал снижаться госдолг области (на 3 миллиарда за три года!) – перестали расти «газовые» долги – пошли деньги на ремонты и модернизацию очистных сооружений, котельных, водозаборов в муниципалитетах области. И сами районы поняли, что при таком качестве управления лучше иметь консолидированный бюджет – отсюда и череда объединений и слияний в муниципальных образованиях.
И отсюда еще одна тенденция, самая, пожалуй, важная – изменилось самоощущение жителей области.
Имидж региона
Три года назад, когда Игорь Руденя согласился возглавить Тверскую область, он, конечно, понимал, что принимает не самый успешный регион. Вспомните, как Владимир Путин, предлагая Игорю Рудене возглавить Тверскую область, сказал, что «главное в области – талантливые люди». В этом можно услышать горькую иронию. Глава государства говорил не о достижениях, не об инвестициях, не о крупных промышленных стройках, а о людях, о потенциале, который Тверской области только предстояло реализовать.
В самом деле – о чем тогда писали федеральные СМИ, когда заходила речь о Тверской области? О чудовищных дорогах, о коррупционных схемах, о гигантских газовых долгах, о неспособности региональной власти решать проблемы ее жителей, о массовом отъезде молодежи…
Что пишут сегодня? Чем сегодня Тверская область представлена в информационной повестке России, что о нас узнают другие регионы? Что Тверская область – это регион, где впервые запустили цифровое телевидение. Что это область, в которой строится Ржевский мемориал. Что здесь борются с нелегальной миграцией. Что сюда охотно едут туристы. Что отсюда поступают полезные и позитивные инициативы: то предлагают денежные штрафы за нарушение ЕГЭ отменить, то освобождают многодетные семьи от «мусорного сбора», то учреждают звание «Гордость отца» (не забудем и звание «Дети войны» - оно тоже появилось за эти три года). Подписывают соглашения о крупных инвестиционных проектах.
Тверская область перестала быть пугалом для инвесторов и территорией уныния, депрессии и скуки. Здесь создаются условия для того, чтобы нормальный человек мог получить профессию, вырастить детей, найти хорошую работу, ездить отдыхать на выходные по хорошей дороге… Это является главным залогом того, чтобы люди не уезжали из области, потому что зачем куда-то ехать искать лучшей жизни, когда и здесь хорошо?
За три года произошло достаточно положительных сдвигов, чтобы отношение жителей Тверской области к своей малой родине стало меняться в лучшую сторону. Это процесс очень долгий, он может продолжаться не один десяток лет – особенно с учетом стартовых условий. Но это тоже вектор, и мы видим, что многое меняется. И не только мы видим. Достаточно почитать, что пишут люди в социальных сетях. И это, может быть, самый важный итог последних трех лет.
Владислав ТОЛСТОВ
68