Как совместить культуру и бездорожье или на «Ниве» по лесным тропам Тверской области

Еще вчера в Твери было сыро и слякотно, но утром 1 декабря все поменялось – на улице подморозило и выпавший ночью снег красиво окутал улицы и деревья.

Еще вчера в Твери было сыро и слякотно, но утром 1 декабря все поменялось – на улице подморозило и выпавший ночью снег красиво окутал улицы и деревья. Намеченная на этот день поездка в Калининский район обещала стать еще интереснее. Текст, фото и видео: Павел Успенский

Первый день зимы выдался прекрасным для небольшого путешествия. Еще вчера в Твери было сыро и слякотно, но утром 1 декабря все поменялось – на улице подморозило и выпавший ночью снег красиво окутал улицы и деревья. Намеченная на этот день поездка в Калининский район обещала стать еще интереснее.

Поездка была не простой. Компания «Русский мир приключений» любезно предложила прокатиться по просторам Бурашевского сельского поселения на «Нивах» (как по привычке до сих пор называют автомобили, выпускающиеся под маркой «Лада 4х4»). И не просто прокатиться – тверским журналистам доверили самое ценное, что есть в компании – непосредственно сами «Нивы», на которых и предстояло колесить по дорогам района. Вместе с журналистами красотами любоваться поехали представители различных турфирм.



После брифинга, на котором нам рассказали, что нас сегодня ждет, сформированные экипажи отправились к автомобилям. Водителям выдали рации, ключи и бумажные карты. За руль одной из машин сел и я. Компанию мне составили два представителя московских турагенств. 



Часть культурно-познавательная: «Девочка с персиками»

«Эх, прокачу!», – вспомнилось нетленное. И я, настроив водительское место под себя, завел двигатель «Нивы», за рулем которой мне предстояло провести ближайшую половину дня. Раньше мне уже доводилось несколько раз принимать участие в трофи-рейдах и других оффроад-соревнованиях в качестве штурмана. В качестве пилота внедорожника предстояло быть впервые. Впрочем, маршрут, по которому предстояло пройти, рассчитан, по категориям внедорожных соревнований, на так называемые в джиперской среде «полироли» – самую легкую категорию «ТРП». Но некий мандраж все же присутствовал – посадить машину на брюхо в глухом лесу, не имея лебедки совсем не хотелось. Впрочем, эта участь наш экипаж миновала. Но кое-кого нет.



Построившись в колонну, наш отряд из семи автомобилей выехал на трассу и взял курс на деревню Красная Новь – первой точкой нашего маршрута была усадьба, где когда-то писал свои картины русский художник Валентин Серов. Да, поездка была не только экстремальной, но и культурной – по пути мы знакомились с историей Тверской области и любовались не только красотами района и местным бездорожьем, но и культурными объектами.



Дорога до музея-усадьбы Домотканово особого интереса у водителя «Нивы» не вызовет. Как писали классики: «Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта». На асфальте ВАЗовский внедорожник ведет себя несколько уныло. Лада 4х4 – не для любителей погонять. Чтобы мотор хоть как-то ожил, его нужно раскрутить до 3 тысяч оборотов, иначе машина будет с натужным ревом неторопливо разгоняться, а стрелка спидометра медленно отсчитывать км/ч. Свои лучшие качества «Нива» проявляет там, где асфальт отсутствует как класс, но это нам предстояло выяснить после первой остановки.



Машины припарковались перед усадьбой Владимира Дмитриевича фон Дервиза «Домотканово», которую тот приобрел в 1886 году. Девриз и сам был художником и в конце XIX – начале XX столетия в усадьбе останавливались и творили его выдающиеся коллеги Серов, Левитан и другие. Здесь еще сохранились остатки старинного парка с прудами и часть главного усадебного дома, построенного в первой половине XIX века. В первый день зимы местность смотрелась сказочно – посеребренные снегом деревья и лучи солнца создавали картину, которую, уверен, не отказался бы написать сам Левитан. Для участников нашей экспедиции провели экскурсию по дому-музею, рассказав его историю.







Когда-то здесь бурлила жизнь – ставились спектакли, проводились концерты и праздники для крестьянских детей. Валентин Серов, занявший особое место в истории усадьбы, создал здесь сои знаменитые картины – «Девушка, освещенная солнцем», «Заросший пруд. Домотканово», «Октябрь. Домотканово», «Баба в телеге», «Баба с лошадью», а также иллюстрации к басням Ивана Крылова.





Здесь же, конечно, есть и репродукции его знаменитых картин – это «Девочка с персиками» и «Похищение Европы». Кстати, для «Девочки с персиками» ее героиня, Вера Мамонтова, позировала Серову каждый день почти два месяца – ребенку было тяжело усидеть на месте. Писалась картина, правда, не здесь, а в усадьбе Абрамцево в Подмосковье.



Музей небольшой – всего три зала-комнаты, в которых когда-то жили и работали обитатели усадьбы. Но история у дома богатая и стоит того, чтобы отъехать от Твери на 20 километров и провести час-другой, слушая рассказ экскурсовода и прогуляться по территории «Домотканово». Но нас еще ждала дорога. Ну или то, что отдаленно ее напоминает.

Часть менее культурная, но не менее познавательная: «Она прёт!»

Кто-то из участников пробега, процитировав героя известного советского кинофильма, вскрикнул «По матрёшкам!» и экипажи заняли места в своих автомобилях.



«Нивы», предоставленные RWA («Russian World of Adventures»), это классические внедорожники, выпускающиеся с советских времен. От обычной, дорожной, комплектации, они отличаются лишь специальной грязевой резиной с высоким протектором и шноркелями – иногда машинам приходится погружаться в довольно глубокие лужи. Перед выездом, а также во время движения – по рации – инструктор напомнил водителям, как правильно пользоваться понижающей передачей и блокировкой дифференциала. 



Выехав с парковки перед усадьбой, колонна автомобилей взяла курс на маленькие проселочные дороги, превратившиеся, благодаря погоде, в непроходимые для «пузотерок» тропы. В процессе поездки по рации участников развлекал рассказами о Тверской области  Виктор Грибков – создатель музея «Дом чудака». О нем мы расскажем в отдельном материале.  Это стоит того.

«Нива» шла по проселку, словно по шоссе. Подвеска прекрасно отрабатывает дорожные неровности и мелкие выбоины и кочки в салоне практически не ощущаются. Выйдя на заметенную сугробами дорогу сквозь поле, о существовании которой говорят лишь две накатанные глубокие колеи, хуже ехать машина не стала. На второй-третьей высоких передачах «Нива» идет по глубокой колее легко и уверенно, незаметно преодолевая лужи, в которых давно бы «сел» моноприводный легковой автомобиль. Перед серьезными препятствиям, форсировать которые не подумал бы ни один здравомыслящий водитель легковушки, включалась понижающая передача. Препятствия проходились на раз.



Маршрут готовил и более серьезные испытания, нежели обычные лужи. В некоторых местах дорога была размыта настолько, что приходилось включать уже и блокировку дифференциала. «Нива», едва удерживаясь в колее, мотаясь из стороны в сторону и забрызгивая грязью идущий сзади автомобиль, уверенно шла вперед. Несколько раз у меня возникало чувство, что вот-вот и машина встанет, зарывшись в густую грязь, доходившую до ее порогов. Но чувство было обманчивым – «Нива» шла там, где ехать в принципе нереально. Конечно, друзья-джиперы, наверное, посмеются и скажут, что это все цветочки. Но для меня, впервые оказавшегося на бездорожье именно за рулем, это стало настоящим приключением. Приходилось постоянно работать рулем – удержать машину в колее было очень непросто. Даже на ровных участках руль приходилось крутить из стороны в сторону. И спасибо тому человеку, кто изобрел гидроусилитель. Без него было бы хуже.




Мы шли по дороге, где когда-то была узкоколейка – по ней в советские годы с болот под Тверью возили торф. Сейчас рельсов здесь уже нет. По стеклам и крышам машин хлестали длинные ветви деревьев – колонна шла словно по длинному белоснежному коридору. Пассажиры восхищались окружающими их красотами, а я, вцепившись в руль – глубиной луж и внедорожными способностями машины. Периодически колонна совершала остановки, чтобы убрать с пути повалившееся дерево и сделать несколько фотографий.



Дорога пролегала через лес и поля. Природа подарила нам чудесный день, окрасив абсолютно все вокруг в белый цвет. Снег блестел на солнце и мои пассажиры беспрестанно щелкали камерами и делились эмоциями, которые находились в диапазоне от «Посмотри, какая красота вокруг!» до «Ух, *****, куда мы залезли?!». Увы, моей задачей в этот раз было держать не камеру, а руль, поэтому почетную обязанность фотографа-стажера в нашей команде я возложил на одного из пассажиров – по моим просьбам он снимал отдельные эпизоды пути.





На одном из участков путь колонне преградила огромное грязевое препятствие. Первая машина уверенно пошла вперед, форсируя преграду и…села на брюхо, зарывшись колесами в густую грязь. Вряд ли это было связано с тем, что водитель переоценил возможности «Нивы». Скорее всего, он допустил ошибку при проезде препятствия. Вытаскивали ее c помощью троса, прицепленного ко второй машине. Однако, попытки остались безуспешными. Более того – вторая машина тоже «наглухо» села.





Узкая лесная дорога. По бокам от машин, в 30-40 сантиметрах от бортов – деревья. Четыре машины выстроились в ряд друг за другом. До более-менее ровной дороги – с пару километров. И вот здесь «Нива» показала еще одно свое преимущество. Развернуться на маленьком пятачке земли? Легко! Короткобазная, маневренная машина смогла и это. Пассажиры засевших в грязи автомобилей расселись по другим экипажам. Оставив одного из руководителей пробега на месте дожидаться помощи, мы поехали на обед.



Отобедав на турбазе в деревне Гришкино, участники нашего маленького трофи-рейда вновь заняли места в машинах. К тому времени из леса живыми и здоровыми вернулись и машины, спасенные из грязевого плена. Нас ждала еще одна часть культурной программы – посещение музея «Дом чудака», куда нас любезно пригласил наш экскурсовод Виктор Грибков.

Вновь был взят курс на село Красная Новь. Здесь, неподалеку от усадьбы «Домотканово» и живет Виктор Грибков, превративший свой дом в настоящий музей. Музей особенный – практически все экспонаты хозяин дома сделал своими руками из подручных и, порой, самых неожиданных материалов. Об этом музее afanasy.biz обязательно расскажет в отдельном репортаже.



Поблагодарив «Чудака» за гостеприимство, мы вновь сели в «свои» уже ставшими родными машины. Поездка подошла к финалу. Курс – на базу. Сдав транспорт и радиостанции, участники экспедиции (те, кто не за рулем, конечно) отметили возвращение бокалом шампанского, делясь друг с другом впечатлениями. А впечатления, нужно сказать, незабываемые. В таком отдыхе прекрасно все – и красоты тверской природы и удовольствие от управления настоящим внедорожником в его родной среде обитания. Плюс – хорошая компания, интересные экскурсии и море позитива.


Последние новости

Проверка прокуратуры выявила нарушения в бюджете Фировского района

Прокуратура обнаружила необоснованные расходы при предоставлении субсидий индивидуальным предпринимателям.

Сильный снегопад ожидается в Тверской области

МЧС России предупреждает о желтом уровне опасности.

Санитарная авиация МЧС России оказала помощь в Калязинском округе

Вертолет Ми-8 доставил врачей для срочной медицинской помощи.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Клину, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *