Кнутом и пряником: в тверской полиции рассказали, как борются с пьяными водителями
Начальник отдела организации дознания УМВД России по Тверской области полковник полиции Татьяна Каменская и врио начальника регионального УГИБДД полковник полиции Андрей Григорьев рассказали на пресс-конференции,
Начальник отдела организации дознания УМВД России по Тверской области полковник полиции Татьяна Каменская и врио начальника регионального УГИБДД полковник полиции Андрей Григорьев рассказали на пресс-конференции, как идет борьба за трезвость на дорогах региона.
Текст: Мария Ботвинкина
Пьяный за рулем — преступник, это утверждение не подвергается сомнению. Однако ДТП по вине нетрезвых водителях, в том числе с погибшими и пострадавшими, происходят на дорогах регулярно.
Самый громкий пример последнего времени — история российского актера Михаила Ефремова, который, сев за руль в пьяном виде, стал виновником гибели человека и отправился за решетку. В Тверской области недавно тоже был вынесен приговор по резонансному уголовному делу о «пьяном» ДТП — делу Эмиля Байрамова. Тогда в столкновении автомобилей у Тверского театра кукол в 2020 году погиб водитель другого авто и пострадали несколько пешеходов. Участник ДТП тоже получил реальный срок.
То, что далеко не все пьяные подвиги водителей заканчиваются трагедиями — в значительной мере заслуга законодателей, установивших весьма жесткую ответственность за пьянство за рулем, и правоохранителей, ведущих постоянную борьбу с этим злом. Как идет эта борьба, и что можно еще сделать, чтобы пьяных на дорогах стало меньше — об этом на пресс-конференции в областном УМВД рассказали начальник отдела организации дознания УМВД России по Тверской области полковник полиции Татьяна Каменская и врио начальника регионального УГИБДД полковник полиции Андрей Григорьев.
Злостных любителей пьянства за рулем меньше не становится
Начальник отдела организации дознания Татьяна Каменская напомнила, что статья 264.1 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за пьянство за рулем или за отказ от медосвидетельствования для водителей, ранее уже привлеченных к административной ответственности за подобные правонарушения, была введена в действие с 1 июля 2015 года. Таким водителям может грозить наказание в виде от штрафа от 200 тысяч до 300 тысяч рублей до лишения свободы на срок до двух лет, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Однако введение уголовной ответственности не привело к уменьшению количества пьяных, повторно севших в таком состоянии за руль.
Виновник серьезного ДТП в Твери отправится в колонию-поселение
За пять месяцев 2021 года в Тверской области было зарегистрировано 280 таких преступлений, тогда как в тот же период прошлого года — 246, в суд дознавателями полиции было направлено 254 уголовных дела по ст. 264.1 УК РФ (в прошлом году — 239 уголовных дел). Больше всего случаев повторного управления транспортными средствами в пьяном виде регистрируется в Твери, Торжке и Торжокском районе, Ржеве и Ржевском районе, Калининском и Конаковском районах.
Как правило, суды выносят по уголовным делам в отношении нетрезвых водителей приговоры, не связанные с лишением свободы: преступников наказывают обязательными работами или условными сроками. Однако есть прецеденты, когда водители, упорно продолжающие садиться пьяными за руль, отправляются за решетку. Татьяна Каменская привела пример: недавно Калининский районный суд Тверской области вынес такой приговор по ст. 264.1 УК РФ водителю, который уже дважды был судим за аналогичные преступления: он получил 1 год лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на 3,5 года, и взят под стражу прямо в зале суда.
Наказание для кошелька
Сегодня законодателями рассматривается возможность дальнейшего ужесточения ответственности за повторное управление автомобилем в пьяном виде. 1 июля Президент Владимир Путин подписал закон об увеличении до трех лет срока лишения свободы за повторное управление транспортом в нетрезвом состоянии, кроме того, изменения, внесенные в ст. 264.1 УК РФ, предусматривают увеличение штрафа до 500 тысяч рублей.
Татьяна Каменская высказала свое мнение, предположив, что еще более эффективным методом борьбы с пьянством за рулем может стать конфискация у таких водителей автомобилей в доход государства, причем независимо от того, кому принадлежит транспортное средство.
«Когда у наших граждан отбирают имущество, это более эффективно пресекает их желание совершать преступления или правонарушения», — отметила Татьяна Геннадьевна. Также она согласна с тем, что злостных любителей пьяной езды есть смысл отправлять в места не столь отдаленные хотя бы на небольшой срок.
Человеческий и искусственный интеллект против пьяных водителей
Уголовная ответственность предусмотрена для тех водителей, которые сели за руль в нетрезвом виде повторно, уже будучи привлеченными к административной ответственности, поэтому бороться необходимо не только со злостными нарушителями, но и в целом с таким явлением, как пьянство за рулем. Врио начальника регионального УГИБДД полковник полиции Андрей Григорьев рассказал, как идет и какие результаты приносит эта работа в Тверской области.
Водитель сгоревшей на трассе под Тверью машины был пьян
Он озвучил данные о динамике «пьяной» аварийности в регионе: в 2019 году было зафиксировано снижение количества таких ДТП с пострадавшими и без на 25%, в 2020 году их количество вновь увеличилось, в 2021-м опять наблюдается тенденция к снижению. В 2020 году «пьяным» было каждое 10- е ДТП, в текущем году — каждое 11-е.
В этом году в регионе зарегистрировано 83 «пьяных» ДТП — на 35% меньше, чем за этот период 2020-го. А вот административных правонарушений, связанных с пьянством за рулем и отказом от медосвидетельствования, пресечено на четверть больше, чем годом ранее. Вероятно, благодаря этому и снизилось количество ДТП с участием нетрезвых водителей.
В Тверской области пьяный водитель фургона с ребенком в салоне уходя от погони устроил ДТП
Андрей Григорьев отметил, что снижения количества «пьяных» ДТП и в целом пьянства на дорогах удается добиться применением комплекса мер.
«Ответственность усиливается, количество автопатрулей не уменьшается, мы стали использовать более современную технику — и автомобили, и алкотестеры, стало больше пунктов освидетельствования водителей, и доктора привыкли к работе, когда нельзя допускать отмен, — рассказал Андрей Григорьев. — Кроме того, помогает анализ массива информации, которую мы получаем год от года. Мы стали использовать искусственный интеллект и учитывать возможные места появления пьяных водителей. Мы работаем с компьютерной системой, существует автоматическая система учета ДТП, которая нам помогает отслеживать места как «пьяных» ДТП, так и места пресечения соответствующих административных правонарушений. Благодаря этому становятся понятны пути — где с наибольшей вероятностью поедет пьяный водитель».
Также используются уже привычные, но не потерявшие своей эффективности методы — например, «Контроль трезвости», проходящий на дорогах региона на протяжении многих лет. По словам Андрея Григорьева, широкое информирование водителей через СМИ и соцсети приносит свои плоды — люди действительно остерегаются патрулей, и количество нетрезвых водителей на дорогах в дни мероприятия традиционно серьезно снижается, особенно в районах.
У пьяного водителя — не женское лицо
Также Андрей Григорьев рассказал, где именно, по наблюдениям ГИБДД, чаще всего появляются нетрезвые водители. Административные, то есть первичные правонарушения регистрируются чаще всего на наиболее населенных территориях: Тверь и Калининский район, а также там, где высок наплыв туристов: Конаково, Кимры, Осташков, Торопец, Андреаполь, Селижарово, Пено, Вышний Волочек, Кашин. Повторные случаи управления транспортными средствами в пьяном виде, попадающие под действие уголовной статьи, по его данным, чаще всего происходят в наиболее крупных городских агломерациях с относительно высокими доходами населения — Твери и Калининском районе, Ржеве и Торжке. Это учитывается в работе регионального ГИБДД.
В Тверской области пьяный водитель на фургоне врезался в дом
Известен сотрудникам тверской полиции и примерный портрет типичного нарушителя, считающего возможным сесть за руль подшофе — он был составлен по данным 2020 года. В целом по области это мужчина 25-42 лет, в Твери это мужчина 25-35 лет, в районах — 30-45 лет. Как правило, говорит Андрей Григорьев, это люди либо неработающие, либо те, кто не признаются, где работают, но передвигаются на дорогих автомобилях.
Интересно, что и Андрей Григорьев, и Татьяна Каменская отмечают: женщины, севшие за руль в пьяном состоянии — исключение из правил, единичные случаи, особенно если речь идет об уголовно наказуемых повторных случаях пьянства за рулем. Но, в то же время, если уж дама решила управлять машиной, будучи нетрезвой — скорее всего, она уже не очень осознает свои действия. Андрей Григорьев вспомнил случай, когда в 2019 году пьяная автоледи устроила ДТП на набережной Афанасия Никитина в Твери, врезавшись в дерево. Наутро после ДТП вспомнить события, произошедшие накануне, для нее оказалось крайне затруднительно. «После бокала пива женщины за руль не садятся. Такой факт может случиться в полубессознательном состоянии», — отметили сотрудники полиции, еще раз подчеркнув, что это происходит очень редко.
Кнут и пряник
По мнению Андрея Григорьева, в целом бороться с проблемой пьяных водителей надо кнутом и пряником: как обеспечением неотвратимости наказания, так и убеждением, в том числе — через семью, близких, друзей. Он рассказал о произошедшем недавно случае, где сила убеждения почти сработала.
«В прошлом месяце разбирали ДТП: жена не выпустила супруга подшофе за руль, отобрала и спрятала ключи. К сожалению, он все-таки нашел машину — взял ключи от автомобиля у соседа и все равно совершил ДТП. Но сама по себе ситуация показывает, что супруга реально не пустила его за руль — их собственная машина стояла на месте. Это работает».
Под Тверью нетрезвый водитель не доехал до дома, попавшись экипажу ДПС
Для пьянства за рулем оправданий нет
Также участники пресс-конференции напомнили о некоторых мифах, которые существуют среди водителей, и в которые не стоит верить. Так, например, отказ от медосвидетельствования по требованию сотрудников ГИБДД влечет за собой ответственность, даже если потом водитель получил самостоятельно справку о том, что он был трезв, а если нарушение повторное — ответственность может быть и уголовной. За управление транспортными средствами, и не только автомобилями, ответственность, в том числе и уголовная, наступает с 16 лет, и об этом стоит помнить и подросткам, и их родителям. И, наконец, не бывает таких случаев, когда полиция и суд могут закрыть глаза на пьянство за рулем — даже если кажется, что в этом была крайняя необходимость. Об этом напомнила Татьяна Каменская:
«В моей практике бывали такие случаи, один из них — два года назад. В Калининском районе на даче люди употребляли алкоголь, и кому-то из них стало плохо. Не дождавшись скорую и расценив это как крайнюю необходимость, водитель сел за руль, повез товарища в больницу и был остановлен сотрудниками ГИБДД. Этот случай был повторным, и мы возбудили уголовное дело, суд принял позицию обвинения, и водитель был привлечен к уголовной ответственности. Я считаю это правильным, потому что, возможно, спасая здоровье одного человека, он мог загубить и его, и себя, и иных участников дорожного движения. Закон не предусматривает причин, по которым можно закрыть глаза и сказать, что в пьяном виде можно ехать».
Пьяный за рулем — всегда преступник. Этим все сказано. И закон в этом случае неумолим.
Последние новости
Конкурс гражданских инициатив: поддержка от «Единой России»
Некоммерческие организации получат помощь на всех этапах реализации своих проектов.
Увеличение финансирования социальных обязательств в федеральном бюджете России
Федеральный бюджет на 2023-2025 годы направлен на поддержку социальной политики и развитие регионов.
Набор военнослужащих по контракту в условиях специальной военной операции
Важность контрактной службы в армии возрастает в условиях современного давления на страну.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований