Тверской трамвай: славное прошлое и неясное будущее
Живых свидетелей Великой Отечественной войны сейчас осталось немного. Книги о том периоде истории посвящены преимущественно боям и операциям, информация о жизни городов в военные годы зачастую представлена скудно.
Живых свидетелей Великой Отечественной войны сейчас осталось немного. Книги о том периоде истории посвящены преимущественно боям и операциям, информация о жизни городов в военные годы зачастую представлена скудно. Поэтому в наше время немногие вспоминают значительную роль трамвайного сообщения в выживании промышленных центров, городов во время войны. А в некоторых населенных пунктах трамвайное движение сейчас и вовсе закрыто из-за «нецелесообразности».
В годы Великой Отечественной войны особенно остро стоял вопрос обеспечения топливом фронта, поэтому в условиях дефицита города зачастую оставались без капли бензина. Полная невозможность автомобильных перевозок в наше время поставила бы крест на существовании многих крупных городов современной России за счет банальной невозможности обеспечения предприятий ресурсами, а соответственно, и населения — товарами. В начале 40-х годов 20-го века положение было значительно лучше: в крупных городах, в том числе и в Калинине (Твери), существовали развитые трамвайные сети. А в городе Кисловодске и вовсе существовали только грузовые трамвайные линии.
Трамвай в XX веке являлся полноценным аналогом городской железной дороги. Помимо перевозки пассажиров, трамваи перевозили и некоторую часть грузов, для чего от пассажирской ветви отводили в сторону грузовые тупики для подъезда к предприятиям. На протяжении века грузовые трамваи занимали разное положение в перевозках: во время Первой мировой войны их число увеличилось из-за мобилизации гужевого транспорта и ранних грузовиков, до конца 30-х сеть постепенно росла, к концу 30-х на фоне общего спада роли трамвая уменьшился интерес и к грузовому типу составов, во время Великой Отечественной войны роль грузовых трамваев на территории СССР снова значительно возросла. Львиная доля внутригородских перевозок в Москве и Ленинграде в 1941-1945 годах осуществлялась именно трамваями. Естественно движение часто прерывалось из-за бомбежек и оперативно восстанавливалось ремонтными бригадами. Именно грузовые трамваи перевозили по блокадному Ленинграду продовольствие для населения и грузы для фронта. В Москве грузовые трамваи прекратили движение в 1972 году, в Санкт-Петербурге грузовые трамваи прижились настолько, что осуществляли перевозки до 1997 года.
Схема трамвайных путей Калинина на 1944 год из архива ТТУ Твери
В черте города пассажирские линии преимущественно двухколейные, за исключением малоэтажной застройки на окраине и промзон. Помимо основных предприятий грузовые тупики подходят к складам, железнодорожным станциям и речным пристаням. В конце 1940 г. действовало 8 трамвайных маршрутов:
№ 1. Пролетарка — Совбольница (4,8 км)
№ 2. Пролетарка — Вокзал (6,7 км)
№ 3. Вагонзавод — Мясокомбинат (5,3 км)
№ 4. Вагонзавод — КРеПЗ (8 км)
№ 5. Горбатый мост — Вокзал (7,5 км)
№ 6. Пролетарка — фабрика им. Ворошилова (2,3 км)
№ 7. Мясокомбинат — деревня Старая Константиновка (3 км)
№ 8. Пролетарка — посёлок Мигалово (4,5 км)
За время оккупации города в 1941 году значительная часть вагонов была уничтожена, а часть путей повреждена или вывезена в Германию, трамвайное хозяйство было уничтожено. Город находился в оккупации с 17 октября по 16 декабря. После освобождения восстановление трамвайного сообщения стало одной из первоочередных задач полуразрушенного города. Первый трамвай прошел по рельсам 5 февраля 1942 года.
Из-за значительного сокращения работающих трамваев, в качестве прицепных вагонов часто использовались грузовые железнодорожные вагоны за счет унификации размера колеи – 1524 мм, а трамвайные вагоны использовались как тягачи. Грузовые трамвайные вагоны использовались и в послевоенные годы. Ниже представлена фотография «Татры», переделанной под грузовой трамвай, оказывающий помощь в замене путей на площади Капошвара города Твери.
В наши дни трамвайное движение в Твери (бывшем Калинине) приостановлено на неопределенный период. Других видов электротранспорта в городе тоже не предусмотрено. Бывшая трамвайная сеть практически полностью демонтирована. Охват трамвайной сети на 1991 год представлен на изображении ниже.
Отсутствие электротранспорта для современного города, к сожалению, вопрос не только экологии, но и транспортной безопасности от топлива. В годы Великой Отечественной войны электротранспорт спас многие города. А в наши дни доступность топлива влияет на нас повседневно, поскольку определяет даже цены в магазинах за счет перевозок дизельным транспортом.
В последние годы в мире активное развитие получают электромобили для личного пользования за счет развития литий-ионных аккумуляторных батарей. В перспективе в будущем значительная часть грузовых перевозок снова вернется к электротранспорту, уже сейчас у большинства крупных производителей грузовиков существуют программы по созданию грузовых электромобилей.
Экологичность электротранспорта на аккумуляторных батареях пока остается открытым вопросом, поскольку в отличие от троллейбусов и трамваев такой транспорт обладает аккумуляторными батареями, которые необходимо периодически заменять и утилизировать. Так как отрасль является развивающейся, на данный момент переработкой занимается малый процент предприятий. Да и сама переработка не является 100% утилизацией отходов.
Как уже было сказано ранее, Тверь потеряла свой электротранспорт и теперь ничем не отличается от других городов Тверской области, город потерял ещё одну черту, подчеркивающую его индивидуальность (В России значительно меньше 100 городов обладают своим электротранспортом). А учитывая, что город расположен в верховье Волги экологические проблемы региона могут ударить по городам, расположенным ниже по течению.
Как говорят местные, «Движение трамваев прекращалось в городе 3 раза: во время Гражданской войны, во время Великой Отечественной войны и в наши дни. Так с кем мы сейчас воюем?»
Вот в таком состоянии сейчас находится трамвайное депо 1 города Твери закрытое в 2011 году. Странно, что это здание 30-х годов застройки, не имеет статуса объекта культурного наследия. А впрочем, в Тверской области этот статус ничего ещё не защитил, городской Речной вокзал находится в таком же состоянии.
Если не упоминать, что это современная фотография, то можно предположить, что в здание попал вражеский снаряд. Советские войска в тот период как раз удерживали левый берег реки…
А так здание трамвайного парка выглядело в 1930-е.
Трамвайное движение оказало на города огромное материально-культурное влияние, конкретно в Твери — более 100 лет оставили отпечаток на жизни нескольких поколений. Поэтому на 9 мая посетите ближайший трамвайный парк или пустырь, где он ранее располагался, в знак уважения к этому Великому транспорту.
К сожалению, в наше время из-за недостатка квалификации некоторые чиновники говорят об убыточности электротранспорта, подразумевая только чистую прибыль, игнорируя экологический фактор и влияние на экономику города. При этом за всю историю России тот же трамвай был прибылен только в царский период, когда он был скорее дорогой игрушкой, чем транспортом. Сейчас общественный транспорт может и должен быть дотационным, поскольку качественный ОТ снижает автомобилизацию, а это приводит к уменьшению выбросов, что особенно важно для Твери, так как город расположен в верховье Волги и экологическая ситуация региона сказывается на всем Поволжье. Отдельные города, как правило, не обладают средствами на модернизацию и улучшение сервиса внутригородских перевозок, однако и проблема не является локальной…
Подобные вопросы должны постоянно решаться государством на федеральном уровне, а у нас за последние 30 лет только сейчас федеральный Минтранс озаботился критическим состоянием инфраструктуры и большим износом подвижного состава в целом по России. В частности, правительство Тверской области рассчитывает получить бюджетный кредит на развитие электротранспорта в городе Твери.
Александр Головкин
Иван КрасновПоследние новости
Штраф для компании в Тверской области за нарушение земельного законодательства
Юридическое лицо должно уплатить 100 тысяч рублей за неисполнение предписания Россельхознадзора.
Страхование водоснабжения в Мурманске
ВСК застраховала деятельности Мурманскводоканала до 2025 года.
Калининская АЭС зарыбила озеро Удомля более чем на две тонны рыбы
Искусственное зарыбление улучшит экосистему водоемов региона.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований