В Твери медуниверситет стал площадкой для обсуждения проблемы экстремизма среди молодёжи
В Твери на базе Тверского государственного медицинского университета силовики и представители отрасли образования провели учебно-методическую конференцию «Вопросы профилактики идеологии экстремизма и терроризма,
В Твери на базе Тверского государственного медицинского университета силовики и представители отрасли образования провели учебно-методическую конференцию «Вопросы профилактики идеологии экстремизма и терроризма, деструктивного поведения в студенческой и молодежной среде». Разговор шёл о конкретных проявлениях жестокости и неадекватного поведения у молодых людей, что к ним приводит и как с этим нужно бороться.
К диалогу были приглашены представители тверских вузов, учебных заведений из районов Тверской области, силовики из МВД, прокуратуры и СК, представители антитеррористической комиссии и комитета по делам молодёжи. Задача форума заключалась в том, чтобы выработать стратегию взаимодействия, объединить усилия по распознаванию в учебных заведениях региона обучающихся, которые потенциально могут вступить на тропу экстремизма или стать последователями пермского и казанского стрелков, совершивших массовые убийства в этом году. Некоторые озвученные данные провоцируют нешуточную настороженность.
Обозначить проблему вкратце можно следующим образом. В последние годы к различным формам экстремизма склоняются не только студенты вузов, но и школьники. Кто-то видит причину во влиянии на подрастающее поколение интернета, который превратился из инструмента в формирующий личность фактор, кто-то находит причину в кризисе воспитания молодёжи. На деле, скорее всего, ключевую роль играет совокупность различных факторов. Распространять идеи нетерпимости, радикализма, экстремизма, совершать резонансные преступления молодых людей заставляет многое. Задача учебного заведения и педагогов вовремя распознать опасность и предотвратить самое худшее.
Ректор ТГМУ, профессор Леся Чичановская отметила, что девиантное или толерантное поведение, особенно в межнациональном или межконфессиональном общении – это выбор личности, и зависеть этот выбор будет от наставника, его компетентности, умения заинтересовать, увлечь, ненавязчиво убедить молодого человека в важности определения своей позиции, а значит, и жизненного пути. А медицинский университет, в силу своей специфики, играет в этом плане далеко не последнюю роль.
Силовики акцентировали внимание на необходимости профилактической работы в молодёжной среде. Межведомственное взаимодействие, совместная работа образовательных учреждений и правоохранительных органов способны решить эту задачу.
Особый интерес вызвал доклад заведующей кафедрой философии и психологии с курсами биоэтики и истории Отечества Тверского ГМУ, профессора Елены Евстифеевой «Психологическое здоровье и личностное конституирование молодежи, как самозащита от террора и насилия (результаты социально-психологического исследования)». Богатую пищу для размышлений дали результаты тестирования студентов ТГМУ и ТГТУ. Его итоги ужаснули исследователей. Оказалось, дистанционное обучение за почти два года пандемии остро негативно повлияло на обучающихся.
Тут стоит вспомнить, что формирование террористического и экстремистского сознания происходит не в один день. Оно имеет свою логику и структуру, подобно воронке – циклично. Возникает на фоне недовольства и раздражения. И только потом на нее нанизывается так называемая сверхценная идея, призванная разрешить внутреннее напряжение, ценой вступления на скользкий путь. Начинается взаимная подпитка: негативные эмоции усиливают разрушительную идею, а идея в свою очередь подпитывает негатив. Все это идет по спирали, убыстряется и усиливается. Может длиться годами и в один день выплеснуться трагедией.
Что же выявил анализ результатов тестирования тверского студенчества? В исследовании, длившемся два месяца с сентября по октябрь 2021 года, приняли участие 457 студентов ТГМУ и еще 218 обучающихся в ТГТУ. Две трети будущих медиков демонстрировали признаки аддикции (зависимость, привыкание), хотя еще два года назад этого не было и в помине. У студентов снижаются ресурсы морально-волевых качеств, развивается аутоагрессивное поведение. Наблюдаются признаки аддикции и деградации личности. Учащиеся демонстрируют низкий уровень нервно-психической устойчивости, что стало следствием разобщенности, обусловленной дистанционным обучением. Большое количество участников исследования испытывало трудности в коммуникации и установлении межличностных отношений. Данные вызывают серьёзное беспокойство.
- Всё это на фоне высочайшей конфликтности. Насилие, напомню, является следствием конфликтной ситуации , – подчеркнула профессор ТГМУ Елена Евстифеева. – Результаты исследований на аналогичные темы в других вузах схожи с нашими.
Профессор подчеркнула, что студенты младших курсов так и не смогли приспособиться к образовательному процессу, что повлекло коммуникативные нарушения, которые обернутся психо-соматическими проявлениями и дальнейшей дезадаптацией.
Ею подмечено, что большинство обучающихся отличает не глупость, но клиповость мышления. В нем нет места понятийности. А таким сознанием проще управлять. Молодежь не может систематизировать факты и логически их анализировать. На эти компоненты, легко ложатся манипулятивные технологии и рефлексивное управление вербовщиков.
Елена Евстифеева не стала детально повествовать об итогах тестирования в ТГТУ, сообщив, что картина качественно не отличается от той, что зафиксирована в ТГМУ. Среди 218 тестируемых очевидна была одна проблематика – показатель личностной тревожности выходит за норму. Если человек в тревоге, возникает вопрос, как он будет ориентироваться по жизни. Ответ на поверхности – как получится, куда заведут картинки и посты из Интернета. Обучающимся, по ее словам, свойственна демонстрация нарастающей внутренней напряженности, выражающейся в переживаниях, настороженности, дискомфорте.
- Ориентация на вездесущего в сети Моргенштерна не дает возможности подрастающему поколению уяснить, что такое достоинство, личность, благородство. Эти слова просто выпали из лексикона , – продолжает профессор. – Студент имеет открытое сознание и только внедрение в него общих культурных кодов, взращивание социально-культурной идентичности помогут выровнять положение. Только очное образование с большим включением гуманитарных предметов может исправить положение.
Елена Евстифеева, говоря о культурных кодах, вспомнила сказку о репке. Ее аналогия заключалась в том, что вытянуть репку, то есть решить проблему экстремизма и терроризма в молодежной среде, можно, но работать надо сообща. Свои усилия должны объединить представители образовательных учреждений и правоохранители.
В своем докладе по противодействию экстремизму и терроризму в молодежной среде в современной России председатель Отдела Тверской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Вадим Капитонов сделал акцент на необходимости духовного и нравственного воспитания детей и подростков.
По его словам, воспитание зависит в первую очередь, конечно, от родителей, их личного примера. Огромную роль в этом также играют преподаватели учебных заведений и важно, чтобы они не оставались безучастными к формированию каждой личности и подрастающего поколения в целом. Отец Вадим подчеркнул важность зарождения общими силами в детских сердцах веры, доброго отношения человека к человеку. Если этим не заниматься в современном мире, то дети и подростки легко могут подпасть под влияние деструктивных сект и стать послушными наемниками для достижения противоправных действий.
ТГМУ взял на себя очень важную миссию, попытавшись объединить усилия различных ведомств для решения проблемы молодежного экстремизма. Начало положено. Проблема, цели и задачи по её решению озвучены и услышаны всеми участниками форума.
К диалогу были приглашены представители тверских вузов, учебных заведений из районов Тверской области, силовики из МВД, прокуратуры и СК, представители антитеррористической комиссии и комитета по делам молодёжи. Задача форума заключалась в том, чтобы выработать стратегию взаимодействия, объединить усилия по распознаванию в учебных заведениях региона обучающихся, которые потенциально могут вступить на тропу экстремизма или стать последователями пермского и казанского стрелков, совершивших массовые убийства в этом году. Некоторые озвученные данные провоцируют нешуточную настороженность.
Обозначить проблему вкратце можно следующим образом. В последние годы к различным формам экстремизма склоняются не только студенты вузов, но и школьники. Кто-то видит причину во влиянии на подрастающее поколение интернета, который превратился из инструмента в формирующий личность фактор, кто-то находит причину в кризисе воспитания молодёжи. На деле, скорее всего, ключевую роль играет совокупность различных факторов. Распространять идеи нетерпимости, радикализма, экстремизма, совершать резонансные преступления молодых людей заставляет многое. Задача учебного заведения и педагогов вовремя распознать опасность и предотвратить самое худшее.
Ректор ТГМУ, профессор Леся Чичановская отметила, что девиантное или толерантное поведение, особенно в межнациональном или межконфессиональном общении – это выбор личности, и зависеть этот выбор будет от наставника, его компетентности, умения заинтересовать, увлечь, ненавязчиво убедить молодого человека в важности определения своей позиции, а значит, и жизненного пути. А медицинский университет, в силу своей специфики, играет в этом плане далеко не последнюю роль.
Силовики акцентировали внимание на необходимости профилактической работы в молодёжной среде. Межведомственное взаимодействие, совместная работа образовательных учреждений и правоохранительных органов способны решить эту задачу.
Особый интерес вызвал доклад заведующей кафедрой философии и психологии с курсами биоэтики и истории Отечества Тверского ГМУ, профессора Елены Евстифеевой «Психологическое здоровье и личностное конституирование молодежи, как самозащита от террора и насилия (результаты социально-психологического исследования)». Богатую пищу для размышлений дали результаты тестирования студентов ТГМУ и ТГТУ. Его итоги ужаснули исследователей. Оказалось, дистанционное обучение за почти два года пандемии остро негативно повлияло на обучающихся.
Тут стоит вспомнить, что формирование террористического и экстремистского сознания происходит не в один день. Оно имеет свою логику и структуру, подобно воронке – циклично. Возникает на фоне недовольства и раздражения. И только потом на нее нанизывается так называемая сверхценная идея, призванная разрешить внутреннее напряжение, ценой вступления на скользкий путь. Начинается взаимная подпитка: негативные эмоции усиливают разрушительную идею, а идея в свою очередь подпитывает негатив. Все это идет по спирали, убыстряется и усиливается. Может длиться годами и в один день выплеснуться трагедией.
Что же выявил анализ результатов тестирования тверского студенчества? В исследовании, длившемся два месяца с сентября по октябрь 2021 года, приняли участие 457 студентов ТГМУ и еще 218 обучающихся в ТГТУ. Две трети будущих медиков демонстрировали признаки аддикции (зависимость, привыкание), хотя еще два года назад этого не было и в помине. У студентов снижаются ресурсы морально-волевых качеств, развивается аутоагрессивное поведение. Наблюдаются признаки аддикции и деградации личности. Учащиеся демонстрируют низкий уровень нервно-психической устойчивости, что стало следствием разобщенности, обусловленной дистанционным обучением. Большое количество участников исследования испытывало трудности в коммуникации и установлении межличностных отношений. Данные вызывают серьёзное беспокойство.
- Всё это на фоне высочайшей конфликтности. Насилие, напомню, является следствием конфликтной ситуации , – подчеркнула профессор ТГМУ Елена Евстифеева. – Результаты исследований на аналогичные темы в других вузах схожи с нашими.
Профессор подчеркнула, что студенты младших курсов так и не смогли приспособиться к образовательному процессу, что повлекло коммуникативные нарушения, которые обернутся психо-соматическими проявлениями и дальнейшей дезадаптацией.
Ею подмечено, что большинство обучающихся отличает не глупость, но клиповость мышления. В нем нет места понятийности. А таким сознанием проще управлять. Молодежь не может систематизировать факты и логически их анализировать. На эти компоненты, легко ложатся манипулятивные технологии и рефлексивное управление вербовщиков.
Елена Евстифеева не стала детально повествовать об итогах тестирования в ТГТУ, сообщив, что картина качественно не отличается от той, что зафиксирована в ТГМУ. Среди 218 тестируемых очевидна была одна проблематика – показатель личностной тревожности выходит за норму. Если человек в тревоге, возникает вопрос, как он будет ориентироваться по жизни. Ответ на поверхности – как получится, куда заведут картинки и посты из Интернета. Обучающимся, по ее словам, свойственна демонстрация нарастающей внутренней напряженности, выражающейся в переживаниях, настороженности, дискомфорте.
- Ориентация на вездесущего в сети Моргенштерна не дает возможности подрастающему поколению уяснить, что такое достоинство, личность, благородство. Эти слова просто выпали из лексикона , – продолжает профессор. – Студент имеет открытое сознание и только внедрение в него общих культурных кодов, взращивание социально-культурной идентичности помогут выровнять положение. Только очное образование с большим включением гуманитарных предметов может исправить положение.
Елена Евстифеева, говоря о культурных кодах, вспомнила сказку о репке. Ее аналогия заключалась в том, что вытянуть репку, то есть решить проблему экстремизма и терроризма в молодежной среде, можно, но работать надо сообща. Свои усилия должны объединить представители образовательных учреждений и правоохранители.
В своем докладе по противодействию экстремизму и терроризму в молодежной среде в современной России председатель Отдела Тверской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Вадим Капитонов сделал акцент на необходимости духовного и нравственного воспитания детей и подростков.
По его словам, воспитание зависит в первую очередь, конечно, от родителей, их личного примера. Огромную роль в этом также играют преподаватели учебных заведений и важно, чтобы они не оставались безучастными к формированию каждой личности и подрастающего поколения в целом. Отец Вадим подчеркнул важность зарождения общими силами в детских сердцах веры, доброго отношения человека к человеку. Если этим не заниматься в современном мире, то дети и подростки легко могут подпасть под влияние деструктивных сект и стать послушными наемниками для достижения противоправных действий.
ТГМУ взял на себя очень важную миссию, попытавшись объединить усилия различных ведомств для решения проблемы молодежного экстремизма. Начало положено. Проблема, цели и задачи по её решению озвучены и услышаны всеми участниками форума.
Последние новости
Конкурс гражданских инициатив: поддержка от «Единой России»
Некоммерческие организации получат помощь на всех этапах реализации своих проектов.
Увеличение финансирования социальных обязательств в федеральном бюджете России
Федеральный бюджет на 2023-2025 годы направлен на поддержку социальной политики и развитие регионов.
Набор военнослужащих по контракту в условиях специальной военной операции
Важность контрактной службы в армии возрастает в условиях современного давления на страну.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку
Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Пестово, охватывающие все важные события в городе