Восстанавливая историческую справедливость
22 августа 2019 г. в деревне Бенцы на братском воинском мемориале состоялось торжественное перезахоронение останков стрелка-радиста советского бомбардировщика «СБ» Петра Шаломовича ЗЯБКО (ударение на последнем слоге),
22 августа 2019 г. в деревне Бенцы на братском воинском мемориале состоялось торжественное перезахоронение останков стрелка-радиста советского бомбардировщика «СБ» Петра Шаломовича ЗЯБКО (ударение на последнем слоге), поднятого поисковиками в ходе «Вахты Памяти – 2018».
В траурном митинге приняли участие бойцы поисковых отрядов «Авиапоиск. Надежда» (г. Пенза), «Кречет» (г. Тюмень), местные жители, представители администрации района, Ильинского с/п, районного Совета ветеранов.
Настоятель храма Исаакия Торопецкого посёлка Старая Торопа иерей Тарасий ГАВРЫШКИВ отслужил поминальную панихиду по погибшему воину. У гроба с останками П. Ш. Зябко нёс прощальную караульную вахту боец отряда «Авиапоиск. Надежда».
Митинг открыла глава Бенецкого сельского поселения Ольга Васильевна СМИРНОВА:
– Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы предать земле останки военного техника второго разряда, стрелка-радиста 37-го скоростного авиабомбардировочного полка П. Ш. Зябко. 5 августа 1941 г. самолёт-бомбардировщик, атакованный и подбитый немецким истребителем мессершмитт «МЕ-109», сел в 1,5 км северо-западней деревни Барузда. Летчик и штурман похоронили убитого в воздушном бою стрелка-радиста Зябко недалеко от места приземления, на опушке леса, где его останки и были найдены ребятами из поискового отряда «Кречет».
П. Ш. Зябко родился 7-го марта 1918 г. на Украине в рабочей семье, которая жила в Одесской области. Пётр сначала обучался в фабрично-заводском училище, потом поступил во 2-е Ленинградское авиационно-техническое училище, которое окончил в 1938 г. Когда началась война, П. Ш. Зябко, как и многие наши соотечественники, отправился на фронт. 5-го августа 1941 г. П. Ш. Зябко погиб при выполнении боевого задания. В тот же день был похоронен, исключён из рядов Красной Армии «в связи со смертью».
Жизнь двадцатитрёхлетнего парня, который не успел обзавестись семьёй, уместилась всего в пяти строчках его личного дела. Однако для нас она от этого не становится менее значимой. И сегодня, спустя 78 лет после того трагического события, будет восстановлена историческая справедливость, и останки воина-героя будут захоронены в Бенцах. Ведь фамилия его уже давно высечена на мемориальной плите. И пусть память о солдатах Родины, погибших на той войне, всегда живёт в наших сердцах. Происходящее сегодня скорбное и одновременно торжественное событие одинаково важно для всех нас – и для молодёжи, и для людей среднего и старшего возраста. Отдельное спасибо хочу сказать тем землякам, которые оказали ценную помощь поисковикам. Это Екатерина Ивановна Михайлова – представитель поколения детей войны, благодаря воспоминаниям которой удалось восстановить важные детали той давней истории. А также Анатолий Фёдорович Фёдоров – он помогал бойцам «Кречета» в поисках сбитого самолёта.
Командир отряда «Авиапоиск. Надежда» Владимир Иванович ГОРБАЧЁВ в своём выступлении заметил, что розыск могилы и останков П. Ш. Зябко растянулся на многие годы и даже десятилетия. Дело в том, что 5-го августа 1941 г. около деревни Бенцы упали сразу два сбитых советских самолёта, возвращавшихся на свой аэродром после успешной бомбардировки моста в районе пос. Кресты. Третий самолет из той же группы (всего в неё входило пять бомбардировщиков) был сбит в районе деревни Устье и лежит до сих пор не найденным. Лётчик и стрелок-радист, находившиеся в нём, погибли. Штурман успел выпрыгнуть из самолёта и приземлиться на парашюте. 6-го августа 1941 г. он попал к немцам в плен.
Лётчик второго упавшего самолёта капитан Иван Антонович ДРАГУН погиб и был, как указывалось в архивных документах, похоронен в деревне Бенцы. А вот могилу П. Ш. Зябко и остатки его самолёта ещё предстояло найти. В 2010 г. В. И. Горбачёв для нашей районной газеты подготовил статью «Они не вернулись из боя» («Авангард», 16 апреля 2010 г., №14). В ней, в частности, рассказывалось о двух одновременно сбитых советских бомбардировщиках, и содержалась просьба оказать помощь в поиске места падения этих и других самолётов и выяснении судьбы членов их экипажей. На статью откликнулись многие люди, но самым неравнодушным оказался житель деревни Бенцы А. Ф. Фёдоров. Он сходил на мемориал и сообщил Владимиру Ивановичу, что там нет фамилии «Драгун», но зато есть фамилия «Зябко», и связано это с таким фактом. Ходивший на место падения самолёта житель деревни Жерносеки Николай Яковлев раскопал захоронение П. Ш. Зябко и принёс оттуда «паспорт лётчика». Этот личный документ П. Ш. Зябко и внёс досадную ошибку в отношении И. А. Драгуна, приписав ему чужую фамилию.
В 2017 г. поисковики отряда «Кречет» в районе озера Бенцы нашли место падения одного из сбитых советских самолётов. До этого они уже ознакомились со статьёй «Они не вернулись из боя», так что оперативно связались с В. И. Горбачёвым. В ходе совместной экспедиции отрядов «Кречет» и «Авиапоиск. Надежда» весной 2018 г. был тщательно обследован весь участок падения самолёта, при этом найдены фрагменты советского бомбардировщика и останки П. Ш. Зябко. Тем самым было окончательно подтверждено, что это тот самолёт марки «СБ» (скоростной бомбардировщик).
В августе 2018 г. в ходе летней поисковой экспедиции двух отрядов были найдены обломки и второго бомбардировщика, который пилотировал И. А. Драгун. Он успел выпрыгнуть из самолёта, но, уже приземляясь на парашюте, в воздухе был по ошибке смертельно ранен советскими бойцами, принявшими его за немецкого парашютиста. Как раз об этом трагическом эпизоде и рассказала Е. И. Михайлова, поскольку была его непосредственной свидетельницей. Погибшего летчика и похоронили, согласно архивным данным, «в 200 м восточнее почты села Бенцы», где до этого уже были могилы двух красноармейцев. Хоронили здесь советских воинов и позднее. С помощью немецкой аэрофотосъёмки военных лет удалось установить, что здесь сейчас находится братский мемориал. А так как тогда в наличии под рукой оказались документы только П. Ш. Зябко, его фамилию и занесли позднее ошибочно на мемориальную плиту, но, благодаря помощи Екатерины Ивановны, удалось распутать этот запутанный клубок. Теперь к капитану И. А. Драгуну (у него осталось два сына – 1928 и 1930 гг. р.), захороненному в августе 1941 в Бенцах, добавится прах его боевого товарища П. Ш. Зябко.
Взявший затем слово командир отряда «Кречет» Андрей КОВАЛЕВСКИЙ верно подметил, что Пётр Шаломович Зябко объединил многих людей. Ведь в установлении истины относительно его судьбы – этой долгой и кропотливой работе, принимали активное участие не только поисковики, но ребята-волонтёры из Староторопской СОШ, занимавшиеся раскопками на месте падения самолёта. Также А. Ковалевский поблагодарил местных жителей за чуткость и внимание, без их помощи и поддержки трудный поиск не увенчался бы успехом. Также он выразил признательность ещё одному доброму помощнику – Анжеле Добрянской, которая через интернет смогла найти родственников П. Ш. Зябко.
Отец Тарасий в своей проникновенной речи выразил удовлетворение тем, что отныне прах П. Ш. Зябко нашёл место своего последнего упокоения. В годы Великой Отечественной войны советские люди, независимо от национальности и вероисповедания, встали на защиту любимой Родины. Хочется выразить им глубокое уважение и бесконечную признательность за великий ратный подвиг.
Участники митинга минутой молчания почтили память Петра Шаломовича Зябко, гроб с его останками был бережно опущен в могилу (на снимке в центре полосы). После завершения траурной церемонии на неё были возложены живые цветы.
Сергей ДЕНИСОВ
Фото Татьяны Киселёвой
Последние новости
Сотрудничество Твери и Цзянсу: новые горизонты для бизнеса
Встреча предпринимателей открывает новые возможности для торговли и культурного обмена.
Мобильные пункты для жителей Твери: восстановление электроснабжения после циклона
Специалисты «Тверьэнерго» организовали пункты для помощи населению.
Эксперты назвали новые тенденции в экономике России
Анализ текущих изменений и их влияние на будущее страны.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований