Загадка трагедии военных лет: история одного поиска, позволившая установить место захоронения летчика
фото: ru.warriors.wikia.com Все дальше от нас Великая Отечественная война.
Все дальше от нас Великая Отечественная война. Но «роковые 40-е, ревущие, пороховые» нет-нет да и напомнят о себе, врываясь в нашу размеренную жизнь остро, печально, незабываемо, заставляя действовать во имя Памяти.
Они шли на небольшой высоте – два самолета «ИЛ-2». День был ясный, теплый, весенний. На небе ни облачка. Настроение приподнятое: сегодня он впервые в небе в роли ведущего. Сегодня он – главный. Душа ликовала. А друг теперь у него на хвосте, ведомый. Еще немного облетаться в паре, а там на фронт. Война стремительно катилась на Запад. Позади Сталинград, Курская дуга. Уже освобожден Киев. А пока полет нормальный. Мотор поет. Еще километров восемь по прямой, затем разворот и назад на аэродром.
Внезапно сильный удар тряхнул самолет. Он так ничего и не понял: самолет падал. Земля стремительно летела навстречу. Удар! Пилот погиб сразу. Позже комиссия вынесет заключение: перелом основания черепа. Он, впервые поднявшись в небо ведущим, так и не узнал, что его ведомый погиб вслед за ним. Это случилось далеко от линии фронта, в 30 км от будущего г. Отрадное, в 20 км от аэродрома в селе Черновка Куйбышевской области, откуда они поднялись последний раз в небо, чтобы остаться в нем навсегда. «Летчики не умирают – они просто становятся небом…»
Могила летчиков
Это было время создания и становления группы «Поиск-35», время активнейшей ее деятельности. Каждый день приносил новые материалы, новые факты, новые имена. За 15 лет следопытской работы мы отыскали 1024 ветерана I Штурмовой Краснознаменной запасной авиабригады, которая в годы Великой Отечественной войны готовила для фронта знаменитые штурмовики «ИЛ-2» и летно-технический состав. Мы отправили больше 30 тысяч писем и поздравлений, побывали на местах важнейших сражений Великой Отечественной: в Подмосковье, Сталинграде, на Курской дуге, в Севастополе, Бресте.
Деятельность «Поиска-35» в 1980-е годы была настолько кипучей, что как-то почти незаметно прозвучала информация Люды Синичкиной: «А знаете, Зоя Ивановна, в Сосенках погибли два наших летчика. Мне бабушка и дед рассказали».
Нам было известно, что на сельском кладбище в Черновке захоронены 5 летчиков. А кто и где конкретно – вопрос. Истину устанавливали скрупулезно: привозили жителей окрестных сел, ветеранов полка. После праздничных «огоньков» ездили туда с ветеранами 5 ЗАПа, жившими на территории всего Советского Союза. И когда несколько человек из разных точек страны говорили, показывая на заросшую травой, провалившуюся могилу: «Здесь похоронен такой-то солдат», – мы ставили таблички с фамилиями.
Среди этих сообщений как-то прошла информация, что два летчика, погибшие под Сосенками, скорее всего, здесь и захоронены, потому что «Иван Смыслов и еще один летчик погибли в один день». Почти через четверть века следопыт Светлана Дёмина, работая с архивными данными, установит имя второго летчика – Константин Малеев. Оба они, Смыслов и Малеев, погибли 2 декабря 1943 г. А через пять лет мы установим на кладбище с. Черновка обелиск и новые гранитные надгробья с именами и датами. И будем безмерно счастливы, что взамен старого ржавого памятника на пятой могиле с надписью «Неизвестный солдат» будет новый, гранитный, на котором будет высечено: «Константин Малеев».
Новые вводные
Мы успокоились, но судьба уготовила нам новые сюрпризы. Июнь 2018 года. Лежу в Кинель-Черкасском стационаре. О чем только не переговоришь с соседями по палате, пока лечишься. Так вышло, что рассказала я людям историю о трагедии над Сосенками. И вдруг одна женщина из Кожемяков говорит: «Я знаю про эту катастрофу. Только самолеты разбились у Сосенок не в 1943-м, а в 1944-м. Точно помню. Это было в воскресенье, на Пасху. Мне тогда было лет пять. У нас об этом случае долго говорили. А мальчишки туда даже бегали».
После выписки из больницы я созвонилась со следопытами. Володя Калентьев и Наталья Уткина с большой охапкой пионов поехали со мной на кладбище в Черновку, к «нашим ребятам» – так мы называли погибших в 1942–1944 гг. летчиков 5 ЗАПа: было 22 июня.
Положили цветы на каждую могилу. Здесь я рассказала следопытам о несоответствии дат гибели Смыслова с Малеевым и тех двух летчиков, что погибли у села Сосенки.
Целый месяц мы перезванивались с остальными следопытами, размышляли, высказывали свои домыслы. «Зоя Ивановна, что гадать? Надо ехать в Сосенки, может, на месте что-то и прояснится», – позвонил мне однажды Володя Калентьев. Через пару дней Володя, его любимая дочка и наша помощница Марина и я отправились в путь.
Операция «Сосенки»
Село оказалось небольшим, немногочисленные жители, узнав о цели нашего приезда, вызвались проводить нас на местное кладбище. По дороге рассказали, что знали об этих событиях. Весной на Пасху (год они не вспомнили) неподалеку от села столкнулись и упали два наших самолета. Тела погибших отнесли в клуб, а потом их схоронили.
Мы подошли к кладбищу, чистому и ухоженному. Нам показали аккуратный холм над оврагом, в центре которого возвышался четырехгранный железный столб с толстым слоем краски, местами облезлой. На нем табличка с полусохранившейся надписью: «Никто не забыт, ничто не забыто». И все.
Мы вернулись в Отрадный. И началось то, что называется поисковой работой. Мы сопоставляли факты, созванивались, встречались, обсуждали возможные версии, копались в областном архиве, работали с жителями окрестных сел. Адская работа стала приносить результаты. Через 7 месяцев мы отыскали пятерых свидетелей той катастрофы. И вот что мы узнали. Рассказывает Александр Ильич Ржевский:
«Это случилось 16 апреля 1944 г. в праздничный день Пасхи. Мы жили тогда в селе Кожемяки Кинель-Черкасского района. Нам, друзьям-мальчишкам, было по 13 лет. Двое и сегодня живы и могут подтвердить мои слова. Это Николай Александрович Ильин, проживающий в Кожемяках, и Алексей Иванович Ильин, находящийся в Отрадненском доме ветеранов.
Хорошо помню, что были мы в тот день около нашей школы. Часа в три после обеда с запада, со стороны Черновки, в небе появились два самолета «ИЛ-2». Они шли на малой высоте: впереди ведущий, несколько сзади – ведомый. В районе села Сосенка (километров семь от Кожемяков) ведомый догнал ведущего, и в этот момент между ними произошло столкновение. Ведущий самолет сразу пошел вниз и врезался в землю. Ведомый пролетел еще метров 200–300 и тоже пошел вниз.
Мы сразу побежали на место трагедии. И увидели, что пилот ведущего самолета был за штурвалом. Он погиб, вся голова у него была разбита. Пилот ведомого был еще жив, лежал недалеко от своего самолета. Он прыгал с парашютом, но высота была небольшая, парашют не раскрылся, и летчик разбился.
Вскоре к месту катастрофы на самолете «У-2» прилетели военные и попросили нас убраться оттуда подальше. Тела летчиков увезли в тот же день, а потом еще несколько дней то место было оцеплено военными, и нас туда не допускали.
… Не знаю, есть ли сегодня там крест или памятник погибшим летчикам. Хотелось бы летом съездить в Сосенку, поискать место трагедии, свершившейся на наших глазах. И хотя прошло 66 лет, думаю, смог бы узнать его. Самолеты упали на ровном поле метрах в 500 от окраины Сосенки и метрах в 150 от глубокого Савкина оврага. В нем, помню, еще лежал снег…»
Факты и гипотезы
Остальным свидетелям на момент трагической катастрофы было по 5–6 лет. Что они могли помнить? После долгих поисков мы нашли еще одного свидетеля. Им оказался очень бодрый, спортивный Алексей Иванович Ильин, которому в то время – 16 апреля 1944 г. – было 12 лет.
Что касается трагической гибели самолетов над Сосенками, рассказал следующее. «О падении «ИЛов» узнали в Кожемяках, где учились: в Сосенках школы не было. Собрались с приятелями, человек пять, когда пришли к месту катастрофы, тел летчиков уже не было – увезли неизвестно куда, самолет был один, основательно поврежденный». Впрочем, поправился Алексей Иванович, кажется, увезли только тело одного летчика. Похорон же в Сосенках не было. Во всяком случае, он этого не помнит.
А где-то в 70-е годы на краю Савкина оврага был поставлен памятник – железный четырехгранный столб с табличкой: «Никто не забыт, ничто не забыто». Вот и все, что удалось узнать.
Что же мы имели? Факты:
16 апреля 1944 года над селом Сосенки Кинель-Черкасского района столкнулись два самолета «ИЛ-2», погибли оба летчика. По мнению одних (свидетелей, очевидцев, случайно услышавших о катастрофе), тела летчиков лежали в клубе, потом их похоронили. По мнению других, тела летчиков увезли. Куда? Неизвестно. По мнению очевидца А.И. Ильина, увезли тело только одного летчика. Что стало с другим, неизвестно.По заданию «Поиска-35» следопыт Светлана Дёмина выехала в г. Подольск Московской области, где находится Архив Министерства обороны. Параллельно мы привлекли к поиску депутата губернской думы Н.Л. Сомова. Через месяц мы имели неопровержимые данные.
(Продолжение следует.)
В апреле в редакцию газеты «Тверские ведомости» позвонила женщина. Представилась Зоей Ивановной Голубевой, командиром поискового отряда из Самарской области. И рассказала, что они установили место захоронения погибшего летчика, уроженца д. Немцово Ржевского района Калининской области. Иван Алексеевич Колосов, младший лейтенант, летчик резерва, 1922 г. рождения, был призван Ржевским РВК Калининской области. Погиб 16 апреля 1944 г. при выполнении упражнения.
Зоя Ивановна попросила опубликовать историю поиска – вдруг найдутся родственники летчика. Статья получилась большой, но очень интересной. И мы разделили ее на несколько частей. Продолжение читайте в одном из следующих номеров.
Последние новости
Сотрудничество Твери и Цзянсу: новые горизонты для бизнеса
Встреча предпринимателей открывает новые возможности для торговли и культурного обмена.
Мобильные пункты для жителей Твери: восстановление электроснабжения после циклона
Специалисты «Тверьэнерго» организовали пункты для помощи населению.
Эксперты назвали новые тенденции в экономике России
Анализ текущих изменений и их влияние на будущее страны.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку