Погибшие в небе за Родину становятся небом над ней...

С каждым годом всё дальше и дальше уходят от нас события самого тяжёлого первого года войны, 41 года.

С каждым годом всё дальше и дальше уходят от нас события самого тяжёлого первого года войны, 41 года. Всё меньше остаётся свидетелей тех лет. Всё труднее устанавливать судьбы невернувшихся с боевых вылетов экипажей наших самолётов. Кто-то из них до сих пор числится пропавшим без вести. Останки многих погибших в воздушных боях лётчиков до сих пор лежат среди обломков их самолётов на местах падений. Очень трудно сейчас найти эти места. Все верховые обломки растащены «металлистами». Многие могилки лётчиков, которых когда-то прихоронили, ныне сравнялись с землей.


Время никого и ничего не щадит... Стирается память людская, обрывается тонкая нить, ведущая к истине. Возникают всевозможные байки, искажающие действительность. Вся надежда на неравнодушных, бескорыстных людей. Только с их помощью можно надеяться на успех в работе по поиску погибших экипажей наших самолётов и установлении их истинных, а не придуманных судеб.
Так, например, при помощи и участии местного жителя Анатолия Фёдоровича Фёдорова удалось восстановить обстоятельства гибели лётчика Драгуна и доказать, что именно он покоится в братской могиле в Бенцах под фамилией П. Ш. Зябко.
5 августа 2022 г. исполнился ровно 81 год со дня трагической гибели лётчика капитана Ивана Антоновича Драгуна, когда он покинул свой горящий самолёт СБ (скоростной бомбардировщик) над оз. Бенцы и, спускаясь на парашюте, был тяжело ранен огнём своей пехоты с земли в результате роковой ошибки наших солдат, принявших его за немецкого лётчика... Умирая, он успел сказать: «...Что же вы, испугались взять в плен одного немца?... Вы же меня убили...»
Долгое время лётчик лежал в братской могиле с. Бенцы под фамилией погибшего в другом самолёте СБ стрелка-радиста П. Ш. Зябко, останки которого были найдены в ходе поисковых работ весной 2018 г. на месте падения его самолёта в лесу за д. Баруздой.
В тот далекий от нас день, 5 августа 1941 г., пять наших самолётов СБ возвращались после выполнения боевого задания из р-на Крестов, где бомбили мост и немецкие войска. В р-не дер. Оленица наша группа бомбардировщиков была перехвачена звеном немецких истребителей, состоящим из четырёх Мессершмиттов «Ме-109». Первым был сбит замыкающий боевой порядок наших самолётов, СБ мл. лейтенанта Клементьева. Место падения этого самолёта до сих пор не найдено. Его экипаж: лётчик Клементьев, штурман Щербина и стрелок-радист Стогнушко до сих пор числятся пропавшими без вести в р-не оз. Бенцы.
Позднее удалось установить, что штурман Щербина попал в немецкий плен 6 августа. Вероятно, ему удалось спастись с парашютом, а горящий самолёт упал на территории, занятой немцами. Возможно, его место падения находится в р-не между деревнями Рудня и Шишово.
Второй и третий самолёты СБ были сбиты одновременно над оз. Бенцы, что видела Екатерина Ивановна Михайлова. С судьбами двоих погибших из их экипажей – лётчика Драгуна и стрелка-радиста Зябко – удалось разобраться.
Четвёртый самолёт СБ был сбит немецкими истребителями и упал западнее г. Западной Двины. Возможно, между д. Яковлевское и д. Котово. Нам необходимо найти это место падения СБ и заводские номера его моторов.
Пятый самолёт СБ из этой группы смог дотянуть до аэродрома Андреаполь, но разбился при посадке.

Весной этого года мы безрезультатно пытались найти места падения двух наших бомбардировщиков в р-не Ильино. По документам архива самолёт «Пе-2» лётчика Василия Усачёва сбит 12 августа 1941 г., упал в лес и сгорел. По легенде, у д. Кукуево немцы сбили наш самолёт, а двух его лётчиков похоронили... Где это место?
У местных жителей об этом прямо противоположные сведения. Первое: «... каждое 9 мая женщины из Кукуева носили цветы летунам на могилку в р-не «рябого столба», напротив кабины от трактора...». Второе: «... у моста через р. Белейку, в 200 м, были две могилки лётчиков, но их куда-то перенесли при ремонте-строительстве дороги на Ильино...». Третье: «...двух лётчиков похоронили в д. Кукуево. Где? Не спрашивал, тогда это было не интересно. Когда пахали землю выше Кукуева, один дед был против и говорил, что там хоронили наших солдат... Не послушали деда, стали пахать и стали попадаться человеческие кости и даже черепа...».
Такие разные сведения. Одно только точно, что лётчиков похоронили двоих. А в экипаже ещё был стрелок-радист, который так и сгорел вместе с упавшим самолётом. Где искать это место?
Причём, никто из местных толком ничего не знает и не помнит, что раньше рассказывали взрослые. Если могилки перенесли при ремонте дороги, то кто и куда? Какая организация производила этот ремонт? Кто-то должен что-нибудь помнить об этом, не каждый ведь день переносят солдатские могилы, тем более, лётчиков.

 

О втором бомбардировщике, место падения которого мы искали в р-не восточнее д. Дудкино, вообще никто и ничего никогда не слышал.... А это самолёт СБ лётчика Пасхина, который был сбит немецкой зениткой 14 августа 1941 г. при штурмовке немецкой колонны нашей группой из шести самолётов СБ. По документам, этот СБ упал и сгорел на опушке леса, в 500 метрах восточнее Ильино. Получается, восточная окраина Дудкино. Но в донесениях полка нигде не упоминается, что Пасхин направил свой горящий самолёт во вражескую колонну и совершил огненный таран подобно экипажу лётчика Н. Ф. Гастелло.


Только позднее в боевой характеристике на капитана Александра Архиповича Пасхина в декабре 1941 г. указан вскользь этот факт. В газете «Комсомольская правда» за 14 августа 1941 г. написано, что лётчик Пасхин совершил огненный таран, но при этом указано, что это произошло в ночное время.
Позднее участник этого вылета и свидетель гибели экипажа Пасхина, лётчик Леонид Васильевич Жолудев, ставший Героем Советского Союза и генералом, напишет в своих мемуарах: «Мы зашли на Ильино с запада, в озере купались немцы. Врезали по ним из пулемётов, вышли на цель – немецкую колонну, но не успели сбросить бомбы, так как вышли слишком низко и проскочили её. Пошли в разворот с набором высоты и стали заходить повторно на цель. Ведущий СБ Пасхина наткнулся на стену плотного зенитного огня и сразу загорелся. Пасхин покачал крыльями, что означало «Атакую!» …, и не стало лучшего лётчика полка, геройски погиб он и его экипаж...».
Почему же умолчали о подвиге, если он действительно был? Почему экипаж Пасхина не представили к наградам? Возможно, у командования были какие-то сомнения, например, что самолёт просто упал рядом с целью и сгорел, и не было подвига на самом деле... А сочинение подвигов всегда имело место, в этом читатель убедится ниже.
Исходя из этого, мы пытались найти место падения СБ Пасхина в р-не восточнее Дудкино, где нам удалось найти пару гильз немецкой скорострельной зенитки типа «Эрликон», только такая могла создать стену огня, о которой пишет Жолудев. Итак, место зенитки, поразившей самолёт СБ Пасхина, установлено. Горящий самолёт мог протянуть ещё не более 500 метров и упасть.
Мы излазили с приборами сектор между дорогами на Севостьяново и Мосягино до 1 км и ни малейших следов самолёта не нашли. Значит, вероятность того, что подвиг был, возрастает. Остаётся проверить приборами саму дорогу на Мосягино, где под большими деревьями в д. Дудкино находилась тогда колонна. Как бы ни горел самолёт, как бы ни был силён взрыв его бомб, останутся эти следы в виде мелких осколков дюраля. Их надо найти. Надо доказать, что экипаж Пасхина действительно совершил огненный таран и не достоин забвения. Люди должны знать о подвигах, которые свершались на их земле.

Ещё из документов архива. Возможно, кто-нибудь слышал и поможет найти место падения нашего истребителя И-16 в р-не западнее Коротыши.
«26.08.1941 г. в 11.00 в р-не 4 км севернее Севостьяново наше звено из трёх И-16 вело воздушный бой со звеном из четырёх Ме-109. Бой шёл 10 минут. В результате боя самолёт лейтенанта Ломова загорелся в воздухе и упал в 5 км западнее д. Коротыши, лётчик погиб». Где-то у дороги была могилка лётчиков... Возможно, кто-то помнит это место?

Вот ещё информация для размышления и продолжения поиска: «...По сообщению начальника артснабжения 243 дивизии, в р-не Никополь в 10.30 03.09.1941 г. двумя истребителями противника сбит наш истребитель, заводской номер 2415-3239, лётчик – мл. лейтенант А. В. Попов, уроженец Калининской обл., г. Великие Луки – убит. Мотор и пулемёты целы». Из этого следует, что лётчик был смертельно ранен, но сумел спасти свой самолёт, посадил его в поле и умер в кабине. Также следует, что лётчик был очень сильный мастер пилотирования, потому что в управлении истребитель И-16 очень сложен. Посадить его, будучи тяжело раненым, это подвиг. Наблюдавшие воздушный бой наши бойцы нашли самолёт и, конечно, похоронили лётчика. Вопрос, где найти это место?


Из документов 29 иап (истребительный авиаполк) о лётчике А. В. Попове узнаём, что он не вернулся из разведки из р-на Белый луг. Знаем, что он был лучшим лётчиком-разведчиком полка, имел на своём счету более 10 сбитых самолётов врага и ещё в августе представлен к званию Героя Советского Союза, которое присвоено ему вместе с четырьмя его однополчанами 22.10.1941 г. В указе напротив фамилии Попов нет пометки «посмертно».
Что же мы увидели 9 мая 2019 г. при посещении Парка Славы в Великих Луках на стеле Героя Советского Союза Александра Васильевича Попова? Что 3 сентября 1941 г. он таранил своим горящим истребителем И-16 танковую колонну врага, и звание героя ему присвоено посмертно. Кому и зачем надо искажать действительность? Зачем врать? Уверен, что Александру Васильевичу это бы не понравилось. Он был настоящим лётчиком и доказал это, сумев спасти свой самолёт.
Именно о таких людях говорил известный французский писатель-романтик и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери: «Лётчик и машина – одно целое. Он старается посадить её до тех пор, пока в его кабине не запахнет цветами, которые положат на его могилу....». Слова писателя оказались пророческими в его судьбе. В годы войны он сам был лётчиком-разведчиком и погиб в кабине своего подбитого самолёта, пытаясь посадить его на море. Его так же атаковала пара Ме-109, как И-16 Попова.
Давайте попробуем отыскать нашего лётчика-Героя, спасшего свой самолёт. На месте его посадки должны остаться следы. Надо найти это место. Рядом с ним и похоронили лётчика наши бойцы.

Прошу всех неравнодушных помочь в сборе любой информации о наших самолётах и лётчиках. Вместе мы можем сделать много для восстановления справедливости в отношении павших за Родину. Как сказал наш великий полководец и тёзка нашего лётчика-Героя Александр Васильевич Суворов: «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат». И нам надо приближать её конец.

Есть ещё сведения о самолёте за д. Винокурово, лётчика которого похоронили перед школой. Надо найти место его падения и установить имя этого лётчика. Рассчитываем на помощь местных жителей.
В настоящее время наш отряд находится на территории Западнодвинского м.о. и продолжает поисковые работы. Буду рад получить любую информацию о данных самолётах. Мой номер мобильного телефона: 8-927-287-15-14 (оператор «Мегафон»). Звоните!
С уважением, командир ПО «Авиапоиск-Надежда» Владимир Иванович Горбачёв (г. Пенза).
P.S. На снимках – лётчики, погибшие в западнодвинском небе, места падения самолётов которых мы пытаемся отыскать.

Последние новости

Капитальный ремонт моста в Тверской области завершен

В Фировском округе обновили важный транспортный объект для улучшения логистики региона.

Специалисты Россельхознадзора выявили нарушения на рынках Твери

Проверки показали несоответствие продукции стандартам безопасности.

Инцидент на парковке ТРЦ РИО в Москве

Драматические события развернулись в столице на парковке торгового центра.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Рыбинске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *