ХОРОШИЙ БЫЛ ХОЛОДИЛЬНИК…
9 мая было не только холодно, но и до такой степени ветрено, что без коммунальных злоключений в городе не обошлось.
9 мая было не только холодно, но и до такой степени ветрено, что без коммунальных злоключений в городе не обошлось. Например, в районе магазина «Пятёрочка», что возле автовокзала, захлестнуло алюминиевые провода воздушной линии электропередачи, и это привело к печальным последствиям.
Напряжение в домах №№ 3, 5 по улице Привокзальная и доме № 57 по улице Вокзальная (и, возможно, в других находящихся неподалёку МКД) скакануло до отметок 380-400 вольт.
— Диспетчеру управляющей компании «Конструктив Сервис», обслуживающей дома №№ 3, 5 и 57, стали поступать звонки от жильцов: где-то перегорели лампочки, где-то они светят тускло, где-то чересчур ярко, — рассказывает электрик обслуживающей организации Николай Голубков. — Она переадресовала заявки мне. Проверил электрические щитовые. Оборудование было в порядке, ничего не было выведено из строя, всё работало в штатном режиме. Если бы была неисправность электрооборудования, она была бы в одном доме, а не в нескольких рядом стоящих МКД. Выяснилось, что неподалёку был перехлёст проводов воздушной линии электропередачи (ЛЭП), поэтому произошёл скачок напряжения.
У собственницы одной из квартир Ирины вышли из строя стабилизатор и стиральная машина, у её соседки — холодильник. Понесли убытки и жильцы соседних домов.
— 9 мая я звонила в управляющую компанию и электроснабжающие организации, — рассказывает Ирина. — Первыми приехали представители городских электросетей и сказали, что это не их участок, нужно обращаться в электросети железной дороги. Позвонила диспетчеру «РЖД», они сообщили, что авария на ЛЭП — на провода упала ветка, произошёл их перехлёст и вследствие этого скачок напряжения.
Пострадали не только жильцы. В доме № 57 находится пункт выдачи товаров, заказанных по интернету — там вышло из строя электрооборудование стоимостью около 60 тысяч рублей. Чтобы разобраться, кто виноват и что делать, кто должен возместить ущерб, представитель собственницы помещения Алексей инициировал собрание жильцов домов №№ 3, 5 по улице Привокзальная и дома № 57 по улице Вокзальная и пригласил на него заинтересованные организации — УК «Конструктив Сервис» и «РЖД».
Народу пришло немного — около десяти жильцов домов, электрик УК «КС» Николай Голубков и заместитель начальника Бологовской дистанции электроснабжения Октябрьской дирекции по энергообеспечению филиала ОАО «РЖД» Олег Прокофьев. Инициатор собрания Алексей присутствовать не смог, поэтому общался с присутствующими по видеосвязи:
— Электрики мне пояснили, что, если управляющая компания не исправит проблему с электрощитами, которые не модернизировались с 1969 года, в случае перепада напряжения может произойти возгорание. Я организовал собрание для того, чтобы мы составили коллективную жалобу, я отправлю её юристу, который будет этим заниматься. Если мы пустим ситуацию на самотёк, она может повториться и даже привести к человеческим жертвам.
— 9 мая были веерные отключения от трансформаторной подстанции, — поясняет Олег Прокофьев. — Были скачки напряжения. Мы получаем питание от районных электросетей, какое от них напряжение приходит, такое мы и передаём. Ситуация, которая случилась 9 мая, не первая и не последняя, и последствия могут быть более серьёзными. В прошлом году в одном
из городских МКД загорелся подъезд, а виной была неисправная электрощитовая. Любое действующее в доме оборудование должно иметь контур сцепления. Но, скорее всего, управляющая компания получила эти дома без контура и ничего не сделала для того, чтобы он появился. Разграничение балансовой принадлежности проходит по контуру здания. То есть наша организация отвечает за поставку электроэнергии до ввода её в дом. За исправность электрооборудования, находящегося в доме (до щита и внутри), и за качество поставляемой электроэнергии внутри дома несёт ответственность обслуживающая организация. Сейчас есть множество технических средств для защиты от скачков напряжения. Нужно один раз потратиться, приобрести нужное оборудование и обезопасить дом. Необходимо оборудовать контур заземления и вводной распределительный щит.
— При чём тут внутридомовое электрооборудование? — не согласился с позицией Олега Прокофьева Николай Голубков. — В щитовой стоят ГОСТовские предохранители. Мы сейчас говорим о подаче электричества, о высоком напряжении, из-за чего случился этот коллапс. — О каком контуре заземления мы можем говорить, если в старых домах двухпроводная система? Заземление сейчас предусмотрено только в новых домах. Электрощиты в исправном состоянии и, если подавать нормальное напряжение, проблем не возникнет. Аварийная ситуация, которая произошла 9 мая, не случилась бы, если вместо старинных алюминиевых проводов ЛЭП были бы изолированные (СИП). СИП не замкнёт, тогда не будет перехлёста. В городе были аналогичные ситуации, и материальный ущерб, которые понесли люди из-за сгоревшей бытовой техники, возмещала электроснабжающая организация, а не управляющая компания. Люди должны получать качественную услугу, а этого нет.
— Чтобы заменить провода, нужно, чтобы эти работы во-шли в план капремонта, — пояснил Олег Прокофьев. — Я напишу обращение о включении этой ЛЭП в план капремонта. А скачки напряжения могут быть и завтра, если будет ураган. СИП не замкнёт — но может сгореть подстанция. Подстанция не замкнёт — может кабель выйти из строя. УК должна обезопасить дома, хотя бы поставить контур заземления, коммутационные аппараты в электрощитовую на вводе в дом. Тогда при перепаде напряжения фаза отключится и бытовая техника у людей не перегорит.
Результат собрания собственников и представителей обслуживающей и ресурсоснабжающей организаций следующий: никакой. Поговорили и разошлись. Не было составлено ни протоколов, ни актов, ни писем, ни обращений. Так как руководство УК «Конструктив Сервис» по уважительной причине не смогло присутствовать на собрании (хотя планировало), мы поинтересовались мнением директора УК «КС» Дениса Васильева по данному вопросу.
— Внутридомовое электрооборудование было в исправном состоянии как до скачка напряжения, случившегося 9 мая, так и после, — поясняет Денис Александрович. — Ремонтных работ производить не потребовалось. Аварийная ситуация произошла минимум как на трёх домах одновременно, поэтому можем сделать вывод, что на МКД был поставлен ресурс ненадлежащего качества. Коммунальную услугу по поставке электроэнергии осуществляет ресурсоснабжающая организация, то есть гарантирующий поставщик (ГП), он же отвечает за качество услуги. В Ржеве им является «ТверьАтомЭнергоСбыт». Оплата за электроэнергию производится жителями напрямую ГП (так как у собственников заключены прямые договоры с ресурсниками), минуя управляющую компанию. Электросети «РЖД», в свою очередь, осуществляют транспортировку электроэнергии.
Задача управляющей компании — содержать общедомовое имущество в исправном состоянии и в случае необходимости его ремонтировать. Замена и модернизация внутридомовых инженерных сетей (электропроводка, распределительные щиты и прочее) — это относится к капремонту, и платежи за эту услугу собирает региональный Фонд капремонта.
Дома, о которых идёт речь, перешли в УК «КС» в январе 2023 года по конкурсу, в результате открытого аукциона, так как собственники не смогли определиться с выбором обслуживающей организации. Конструктивная особенность этих домов состоит в том, что индивидуальные приборы учёта электроэнергии, а также автоматические предохранители, находятся внутри квартир. И прежде чем рассуждать, что в доме должно быть, а что не должно, нужно изучить техническую документацию на МКД, а она управляющей компании передана не была.
В договоре управления, заключённым между УК «Конструктив Сервис» и собственниками, в части, касающейся содержания электросетевого хозяйства МКД, сказано следующее: текущий ремонт и обслуживание электрооборудования производится по мере необходимости. В эту же статью расходов входит замена автоматических выключателей и предохранителей. Свои обязательства УК в отношении этой части договора выполняет. Наша задача — обеспечить бесперебойную работу исправного электрооборудования в границах МКД. Аварийная ситуация произошла за пределами зоны ответственности УК.
Если собственники хотят расширить спектр услуг и, например, установить дополнительную защиту от перепадов напряжения на общедомовое электрооборудование (эти работы не входят в тариф на содержание и текущий ремонт), они должны инициировать общедомовое собрание, пригласить на него руководство УК. Если техническая возможность в доме имеется и собственники примут решение оплатить приобретение необходимого оснащения и работы по его установке, данная услуга будет оказана.
Позиции заинтересованных организаций понятны, но что делать людям, у которых перегорела техника? Попробуем поискать ответ на этот вопрос в ПП N№ 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Пункт 149 документа гласит, что исполнитель коммунальной услуги несёт ответственность за нарушение качества предоставления коммунальной услуги, а также вред и убытки, причинённые потребителю вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг. А согласно пункту 151 постановления вред, причинённый имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальной услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объёме независимо от вины исполнителя. И право требовать возмещения вреда признаётся за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях или нет.
В связи с вышесказанным считаем, что, раз скачок напряжения произошёл из-за
аварийной ситуации на ЛЭП, принадлежащей электросетям «РЖД», то возместить ущерб гражданам (в том числе за-траты на ремонт перегоревшей бытовой техники) должна эта организация. Поэтому, если собственники хотят компенсировать убытки, претензию следует направить в дистанцию электроснабжения «Октябрьской ЖД». Однако полученный ущерб нужно будет доказать. Например, попросить организацию, где ремонтировали холодильник или телевизор, выдать акт о том, что техника вышла из строя в результате перепада напряжения, и чек, где указана стоимость ремонта.
Если достигнуть договорённости о добровольном возмещении ущерба не удастся, можно решить вопрос через суд. Там точно обозначат виновную сторону и обяжут её возместить убытки.
Елена СМИРНОВА
Последние новости
Осташковскому землевладельцу установлен запрет на выезд из Российской Федерации
Новости Осташкова, 21 декабря. — Гражданин производил вырубку деревьев с последующим складированием порубочных остатков и деловой древесины на землях сельскохозяйственного назначения, что привело к загрязнению сельхозугодий.
Россельхознадзор проводит профилактические визиты в формате видеоконференцсвязи
Новости Твери, 21 декабря. — Контрольные мероприятия можно проводить в дистанционном формате с использованием мобильного приложения «Инспектор», напомнили в Россельхознадзоре.
Видеоурок проекта «Цифровой ликбез» научит безопасным покупкам в интернете
Минцифры России продолжает просветительский проект «Цифровой ликбез», включающий уроки по цифровой грамотности и кибербезопасности.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией