Кимрский учитель, влюбленный в свое дело. Шимарова Мария Сергеевна
Вот и наступил долгожданный и многообещающий 2023 год! Пусть этот год принесет для каждого из нас много удачи, успехов, благополучия и всего самого доброго и, конечно же, здоровья, без которого, увы,
Новый 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, главной датой которого является 200-летний юбилей основоположника отечественной педагогической школы Константина Дмитриевича Ушинского. На федеральном уровне пройдут многочисленные конференции, семинары, вебинары и другие массовые мероприятия, посвященные жизни и трудам К.Д. Ушинского. Минпросвещения планирует проведение актуальных мероприятий: интересные педагогические конкурсы, циклы телевизионных передач про образование, лекций про наставничество, марафоны в соцсетях.
Наша газета продолжает развивать проект «Учитель, влюбленный в свое дело» и предлагает присоединиться к нему и передать слова благодарности своим учителям и наставникам, рассказав о них самих, об их достижениях и заслугах.
Можно сколь угодно проводить конкурсы и ответственные мероприятия, но для ребенка, который переступает порог школы, важен, прежде всего, первый учитель. В сердце каждого ученика первый учитель всегда остается в доброй памяти – искренняя забота, доброта, понимание и любовь.
Каждый из нас, наверное, помнит имя и отчество своего первого учителя – именно первые учителя нас оберегали, как мамы, заботились о нас, учили не только азам математики и русского языка, но и прививали все те элементарные навыки и умения, которыми мы до сих пор успешно пользуемся. Это неоспоримая заслуга наших Первых учителей.
В гимназии №2 работает учитель Мария Сергеевна Шимарова. Два года назад, после окончания Педагогического колледжа №1 им. Н.А. Некрасова в Санкт-Петербурге Мария пришла в гимназию на должность учителя начальных классов.
Сразу и неотвратимо покорила она своих первоклассников искренностью и добротой – и они ответили ей взаимностью. Теперь этот класс дружный и сплоченный коллектив – все задачи решают сообща. А задач много: это и подготовка домашних заданий, и выполнение школьных дел, да и родителей надо успокоить – ведь все домашние задания выполняются в полном объеме на отличные отметки. Что уж говорить о внеклассной работе учителя – это и экскурсионные поездки, и внеплановые классные мероприятия, которые всегда вызывают восторг и восхищение у всех без исключения учеников Марии Сергеевны. Это заслуга, конечно же, классного руководителя, того главного направляющего в учебной деятельности. В классе проводится много интересных мероприятий: это и квесты, посвященные началу или окончанию учебного года, КВНы, литературные викторины и Дни здоровья. Дети участвуют в различных муниципальных и общешкольных конкурсах, занимают призовые места. Есть у них и театральный кружок, в котором ребята занимаются с особым удовольствием. Как раз сейчас там завершается подготовка к инсценировке сказки «Морозко». Совсем недавно они посетили приют для бездомных животных «Верный друг». Гуманитарную помощь собирали всем классом. Никто не остался равнодушным к судьбам животных, попавших в беду. Сейчас планируется новая поездка. В группе продленного дня, помимо занятий, предусмотренных программой, устраиваются чаепития, читаются книги, дети делятся впечатлениями, анализируют поступки героев. Особенно чутки дети к книгам о ВОВ. Как раз сейчас приближается годовщина снятия блокады Ленинграда, и Мария Сергеевна с ребятами вновь будет читать о детях военных лет.
Не нарушая традиции этого проекта, мы задали Марии несколько вопросов.
– Скажите, Мария, почему Вы выбрали профессию учителя начальных классов?
– О профессии учителя начальных классов я мечтала еще со школьной скамьи. Уже тогда я была убеждена: это мое призвание. Но жизнь, как это часто бывает, внесла свои коррективы, и после окончания 11-го класса я поступила на факультет лингвистики.
Шли годы, и ощущение, что я занимаю в жизни не свое место, лишь нарастало. Именно поэтому, уже будучи взрослым человеком, я бросила все и начала сначала, поступив в педагогический. Любовь к детям, безграничная и безусловная, а также неиссякаемое желание делиться с ними своими знаниями определили мой нынешний путь.
– Мария Сергеевна, кто, если не секрет, является Вашим главным наставником в гимназии?
– Я думаю, ни для кого не секрет, что наш коллектив очень дружен. Поэтому все мои коллеги одинаково отзывчивы и всегда с радостью приходят на помощь. Но, безусловно, главным наставником является Татьяна Алексеевна Буренкова, за что я неустанно ее благодарю. С первых дней моей работы в гимназии она направляет, дает ценные советы и делится своим поистине огромным педагогическим опытом.
– Считаете ли Вы профессию учителя начальных классов сложной?
– Да, безусловно. Именно учителем начальных классов закладываются как фундамент те незыблемые основы, на которых в дальнейшем базируется вся последующая жизнь ребенка. Ведь, как известно, как корабль назовешь, так он и поплывет. На мой взгляд, именно учитель начальной школы несет на себе наибольший груз ответственности.
– Что для Вас является самым главным в профессии?
– Главное – это любовь к детям. Без этого в нашей профессии невозможно. Я всегда считала, что в системе образования не должно быть «случайных» людей, как, впрочем, и в медицине. Это не столько профессия, сколько призвание, образ жизни. Порой в нашей работе бывает совсем непросто, но именно любовь к ученикам и к своему делу помогают преодолеть любые трудности.
– Что Вам удается, а что вызывает у Вас сложности, если таковые имеются.
– Считаю, что без особого труда мне удается установить контакт с детьми, доходчиво, в доступной для понимания форме, преподать учебный материал, опираясь при этом на основные принципы обучения. Затруднения же порой вызывает необходимость уложиться в строго отведенные временные рамки урока, поскольку всегда хочется дать детям больше, чем предусмотрено рабочей программой. Именно поэтому я очень ответственно подхожу к подготовке каждого своего урока, опираясь не только на общий уровень класса, но и учитывая индивидуальные особенности отдельных учеников.
– Какие главные вопросы возникают в Вашей педагогической деятельности?
– Вопросов много. На них я всегда стараюсь найти ответы либо у старших коллег, либо перечитывая труды виднейших педагогов не только своего времени, но и современности: К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Ш. Амонашвили.
Но, пожалуй, главный вопрос – это вопрос формирования учебной мотивации обучающихся. К сожалению, в век компьютерных технологий различного вида, гаджеты вытеснили во многих семьях книжные полки и нивелировали значение чтения. В то время как неразвитое воображение, неумение построить свое высказывание, отсутствие элементарной логики в рассуждениях некоторых учеников ведет к снижению учебной деятельности, а значит, и к снижению учебной мотивации в целом.
– Что для Вас является главным в работе?
– Как и в музыке, в работе педагога для меня существуют такие три кита, как любовь к детям и к профессии, взаимопонимание между тремя звеньями одной цепи под названием «Учитель-ученик-родитель» и… доверие. Без него нельзя. Дети очень чутки ко всему фальшивому, ненастоящему. А учитель, на мой взгляд, должен быть не только наставником, но и другом и соратником.
– Какие курсы повышения квалификации в данный момент проходите Вы и имеются ли у Вас планы как учителя начальных классов на ближайшую перспективу?
– Не далее чем две недели назад я окончила сразу двое курсов повышения квалификации. Одни были связаны с повышением профессионального мастерства как педагога дополнительного образования, а другие – как воспитателя группы продленного дня. Безусловно, совершенствование своих профессиональных навыков и приобретение новых знаний помогают в работе, позволяют сделать процесс обучения более увлекательным для детей, способствовать более прочному усвоению ими знаний. В планах освоение и практическое применение современных образовательных, инновационных воспитательных, а также актуальных педагогических технологий и методики организации учебного процесса для детишек с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
– Практически у каждого учителя есть свой девиз. А какой девиз у Вас?
– Мой девиз такой: обучая – люби. И всегда помни, что когда-то и ты был ребенком. Все мы родом из детства.
– Вас очень любят и уважают не только Ваши ученики, но и родители. Что бы Вы пожелали своим любимым ученикам и родителям в наступившем новом году?
– Своим детям я бы пожелала в первую очередь никогда, ни при каких обстоятельствах не терять в себе человека, дорожить дружбой, быть отзывчивыми, добрыми, смелыми. В наше время это особенно важно. А родителям я бы хотела пожелать терпения, взаимопонимания в отношениях с их чадами и как можно больше проведенного совместно времени. Вынужденные находиться большую часть жизни на работе, мы часто «теряем» своих детей, их доверие. А ведь они в нас так нуждаются. Именно поэтому в наступившем году я желаю каждому родителю стать еще хоть на шаг ближе к своему ребенку.
– И последний вопрос интервью, который мы задаем всем участникам проекта: какой вопрос Вы бы хотели задать сами себе?
– Вы знаете, учитель – тот же садовник. Мы сеем добро в душах детей, взращиваем в их сердцах любовь и способность к состраданию. Дадут ли мои труды свои плоды? Если «да», то мой труд не напрасен, а в моей жизни есть смысл.
– Спасибо Вам, Мария, за уделенное для нас время. Желаем Вам здоровья, терпения, новых профессиональных высот и пронести свой девиз через всю жизнь.