Истинная вера и религиозное лицемерие
В нынешний воскресный день мы слышали евангельский рассказ о женщине, которая восемнадцать лет страдала от духа немощи, но была в одно мгновение исцелена Христом в день субботний.
В нынешний воскресный день мы слышали евангельский рассказ о женщине, которая восемнадцать лет страдала от духа немощи, но была в одно мгновение исцелена Христом в день субботний. Начальник синагоги негодовал из-за того, что исцеление произошло в субботу, и возроптал. Мы слышим из его уст совсем уж комичные слова: есть шесть дней… в те и приходите исцеляться, а не в день субботний (Лк 13:14). Будто бы исцеление Богом от многолетних недугов является таким рядовым событием. Таким образом, у нас появляется как минимум две темы к размышлению над сегодняшним Евангелием: тема болезни и исцеления и тема религиозного лицемерия.
Женщина, дочь Авраамова, восемнадцать лет страдала немощью. Евангелие говорит коротко: она была скорчена и не могла выпрямиться (Лк 13:11). Всего несколько слов, за которыми целая жизнь, полная боли. Ведь восемнадцать лет — это совсем немного, если они проведены в счастье. Это скоротечное время, когда речь идет о взрослении любимого ребенка: не успеешь оглянуться, а ему уже восемнадцать! Восемнадцать лет, наполненных любовью, благословенной работой, присутствием Божием в жизни, встречами с дорогими людьми, общением с друзьями, — действительно будто один миг.
Но что такое восемнадцать лет болезни? Не станут ли такие восемнадцать лет бездонной вечностью, беспросветной и безысходной глубиной, из которой, кажется, нет никакого выхода? Каждый день, наполненный болью, становится бесконечным. Сейчас у нас есть медицина, и даже если она не способна справиться с какими-либо болезнями, то есть надежда, что в какой-то обозримой перспективе могут быть сделаны открытия, которые помогут лечить неизлечимые болезни. Таким образом, как будто бы не все двери закрыты. Но подумаем о той женщине, которую Господь называет дочерью Авраамовой, была ли у нее хоть какая-то надежда? И в этом свете что значат эти восемнадцать лет безысходности и отчаяния, борьбы с собственным раненым духом?
И тем не менее что же мы видим в итоге? Женщина, которая не имела никакой надежды на исцеление, женщина, которая испытывает боль, неудобства и презрение общества, женщина, которой кажется, что Бог ее наказал и оставил, — продолжает участвовать в молитвенных собраниях и жизни своей общины, не имея особых просьб и упования. И в одну из суббот она встречает там Бога Живого, Который избавляет ее от уз, сковывающих ее тело.
Но тут же мы видим других людей, с телом которых всё в порядке, но ум их скован узами, быть может, более страшными, чем согбенность исцеленной. Представим себе: вместо того, чтобы порадоваться такому невероятному проявлению Божественного вмешательства, вместо того, чтобы разделить счастье женщины, с которой случилось событие, изменившее всю жизнь ее, начальник синагоги, мы видим, ворчит и обвиняет. Мы видим, что он поражен духом немощи гораздо более худшим, чем эта женщина.
Больная женщина не была виновата в своей болезни, но и не могла исцелиться от нее. Человек же, который обвиняет Христа в исцелении в субботу, скорее всего, сам довел себя до такого несчастного состояния. Видимо, он лелеял свой эгоизм, озлоблялся из-за каких-то неудач, давал злу проникать в себя таким образом, что оно сделало его озлобленным, жалующимся и эгоистичным. Мы не знаем, о процессе его становления в текущее состояние, но видим результат: он стал настолько циничным, что не видит ничего хорошего, даже очевидного чуда, но критикует всё, в том числе и доброе вмешательство Бога в жизнь больной женщины.
Вот такие две противоположности мы видим в сегодняшнем евангельском уроке. И понимаем, от каких проблем предостерегает всех нас Господь. Он может исцелить нас от телесных недугов, но наши духовные, душевные, внутренние проблемы, проблемы нашей воли и эгоизма могут быть исправлены только при нашем участии, при нашей открытости Богу, при нашем осознании нужды в Его помощи. И если мы не будем над ними работать, то они станут гораздо большей болезнью, гораздо более отравляющей жизнь проблемой, чем самая неприятная и долгая физическая болезнь.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 11 декабря 2022 года. День памяти священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского, и преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского). Воскресенский кафедральный собор, Тверь.
Последние новости
Конкурс гражданских инициатив: поддержка от «Единой России»
Некоммерческие организации получат помощь на всех этапах реализации своих проектов.
Увеличение финансирования социальных обязательств в федеральном бюджете России
Федеральный бюджет на 2023-2025 годы направлен на поддержку социальной политики и развитие регионов.
Набор военнослужащих по контракту в условиях специальной военной операции
Важность контрактной службы в армии возрастает в условиях современного давления на страну.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований