Митрополит Амвросий: Прощение — это удивительная сила!
«Как о нем молиться? Чтобы Господь наказал? Но это же не молитва! Чтобы Господь его исправил?
Фото: личный архив митрополита
Мы должны быть зависимы только от мнения Бога о нас. Это самое главное мнение, с которым мы призваны сверять свои поступки, слова и вообще всю жизнь. О каждом из нас, и это не секрет, очень много говорят и пишут как хорошего, так и плохого.
Когда я впервые столкнулся с письменным негативом в свой адрес, я вспыхнул: как же так? это же неправда! это несправедливо! как доказать свою правоту?! Ночь не спал, переживал, места себе не находил. Заговорило чувство справедливости, ну и обиды. Много разных чувств было.
Но зато это дало опыт. Только потом я узнал, как дистанцироваться от всего этого. Как-то я поговорил с одним человеком, который сказал мне: «Знаешь, не обращай внимания на это. Это ведь не твое. Эти люди пишут не о тебе. Они пишут о себе, о своих страстях, которые, когда они на кого-то их проецируют, вылезают из них. Вот и все. Это не имеет никакого отношения к тебе. Если ты продолжишь обращать на них внимание, то будешь тратить свои силы, здоровье, время. Зачем тебе нужно это? Будь зависим только от Бога, только перед Ним ты стоишь или падаешь, и это главное».
Я не сразу осмыслил это. Лишь регулярно приобретая опыт, в какой-то степени — не до конца, не на 100 процентов — я научился дистанцироваться от негатива со стороны.
…Перед Великим постом каждый год бывает Прощеное воскресенье. Мы произносим такие красивые проповеди о прощении, о покаянии. Иногда люди даже плачут от них. А ведь на самом деле, наверное, сила в словах заключается тогда, когда ты сам уже пережил то, о чем говоришь. В Петербурге у меня был период, когда меня предал не один, а два или три человека сразу. Причем это были люди, которым, с моей точки зрения, я многое дал, многое сделал. И вдруг такое предательство. Для меня это было потрясением. От боли я буквально стонал сквозь зубы: Господи! Как мне все исправить? Что мне сделать с самим собой? Я не мог успокоиться. Нужно было время, нужен был опыт. Через эту боль, через это предательство я понял, что такое молитва, уж если не за врага, то, по крайней мере, за своего недоброжелателя.
Больно, когда придумывают пакости в ответ на то добро, которое ты сделал для человека. Я начал за этого человека, потом и за другого, молиться. Это было трудно. О чем молиться? Как о нем молиться? Чтобы Господь наказал? Но это же не молитва! Чтобы Господь его исправил? Но тогда это моя воля! И я стал молиться о человеке, чтобы мне его принять. Чтобы мне научиться отвечать добром. Но это не сила моего характера. Это опыт, который может прийти только от Бога. Этот опыт Он мне дал. Его невозможно удержать, как птичку в клетке. Опыт уходит, но ты его запоминаешь. Он был, я его пережил, а значит, это возможно. Значит, вновь можно через прощение прийти к этому опыту. Прощение — это удивительная сила!
Этот путь каждый раз проходишь заново. Но когда ты уже знаешь, что это не теория, а практика, что это действительно возможно в жизни, ты к этому стремишься. Может быть, это и трудно, но ты знаешь, что в конце пути обязательно будет платформа, на которую ты встанешь и будешь уверенно себя чувствовать.
Максимально надо стараться простить. Даже если не хватает сил позвонить, если гордыня еще не позволяет этого, тогда как-то даже на расстоянии поговори с этим человеком. И убедить себя в том, что я его простил, обязательно. Прощать после опыта принятия человека не трудно, прощать легко. Труднее, когда тебя не прощают. То состояние, когда ты простил, а тебя не прощают, все равно мучает. Но в этом случае нет никаких препятствий к Евхаристии, хотя это все равно лежит камнем на сердце.
Мы часто чувствуем, когда человек обиделся на нас и не простил. Не обязательно просить прощения специально: «Ты меня прости вот, я тебя…» Нужно как-то просто установить отношения с человеком, сказать ему доброе слово, обнять, увести отношения в иную плоскость, растворить вражду в чем-то другом. Главное — вновь обрести мир с человеком, а как — это уже проблема творчества.
…Прощение всегда существует. Но есть некие способы выражения недоверия к человеку, которые он обязательно должен усвоить и понять, в чем его неправота, и, поняв, исправиться. Главное, что по отношению к этому человеку, к студенту или сотруднику, брату своему нет никакой вражды в сердце. Если это касается воспитательного процесса, студенчества, то человек должен понять, в чем он не прав,— вот это главное. И это никак с темой прощения или непрощения не соотносится.
Потакаем мы человеку или нет? Это уже не мое дело. Мое дело простить. Я много раз, опять-таки, учась прощать, осознавал себя перед Богом. Ведь Господь меня прощает, Он не устает меня прощать. Что, он мне потакает? Да нет же! Но Он меня все равно прощает, сколько бы я у него ни просил прощения. Я это вижу, я это переживаю. Я переживаю это за всякой Божественной литургией, когда Он прощает и принимает к Себе. Ну а разве я выше Бога? Это уже отношения не между мной и человеком, а между мной, человеком и Богом. Это всегда трехсторонние отношения. И здесь за Бога я не имею права принимать решение.
Ранее в рамках проекта:
Что может сказать христианство современному молодому человеку Ничего нельзя удержать Свет прекрасных дел Призванные стать небом На пути к обóжению Приобрести истинное богопознание Смирением измеряется духовный рост Как пережить радость прощения Сложная заповедь любви Ключи Царствия Царство Божие уже здесь О виноградарях и о Хозяине дома сего О Рождестве Пресвятой Богородицы и о достоинстве женщины Пилат и Иисус
Митрополит Амвросий: Заповедь «Не бойся»
Золотое правило любви
Проповедовать образом собственной жизни
Пропасть, разделяющая людей
Подготовиться к встрече с Бесконечно Другим
Томление, которым томился Христос
Смысл христианского пути
О богатстве настоящем и мнимом
О воле Божией и о лукавстве дней О милосердии Божием и неблагодарности человеческой Если не строить «живые храмы», то и стены будут никому не нужны
Пастырское окормление
Священник — человек молитвы
Главный ключик к человеку — это искренность Как вовлечь молодежь в церковную жизнь
Хочется, чтобы Церковь была пространством свободы
Сан не делает человека умнее
Исповедь не должна превращаться в непрерывный болезненный процесс
С Богом нужно разговаривать, можно жаловаться и возмущаться
Что такое современное богословие?
Почему монахам нужно образование
Вера Надежда Терпение
Справочно:
25 августа 2020 года Синод РПЦ вынес решение о назначении главы Тверской митрополии. Ее возглавил архиепископ Верейский Амвросий, на тот момент являющийся викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также наместником Сретенского ставропигиального монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.
Как рассказывает митрополит, в Церкви он вырос: с 12 лет нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.
7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.
По окончании семинарии оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора. Позже, распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря, но главным делом стало создание нового, ставшего знаменитым, хора Сретенского монастыря, которым будущий владыка управлял почти пять лет. Вскоре, в 2004 году, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена. В том же году решением Священного Синода избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии. Полтора года спустя, в 2006 году решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием (помощником) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Далее - Петербург, куда решением Священного Синода епископ Амвросий назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии, с титулом “Гатчинский”. 10 лет, проведенных в Санкт-Петербурге, были посвящены духовному образованию и развитию богословской науки в Северной столице. Под руководством епископа (а впоследствие - архиепископа) Амвросия Духовная академия на берегах Невы стала первой в рейтинге среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.
В 2018 году архиепископ Амвросий возвращен в Москву и назначен ректором главного учебного заведения РПЦ, Московской духовной академии. Тогда же владыке Амвросию определено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Год спустя решением Священного Синода назначен наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.
В августе 2020 года Священный Синод определил новое место служение - Тверь и Тверская область, в качестве главы митрополии, с титулом митрополита Тверского и Кашинского.
В настоящее время глава тверской митрополии является также членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной комиссии по канонизации святых.
Последние новости
Ситуация с восстановлением энергоснабжения в Твери
Губернатор Тверской области усиливает меры по ликвидации последствий снежного циклона.
Ответственность за зарастание сельхозугодий остается после смены собственника
Россельхознадзор напоминает о важности соблюдения предписаний для собственников земельных участков.
Обнаружены случаи перевозки ветгрузов без документов в Ярославле
Россельхознадзор выявил 18 нарушений ветеринарного законодательства.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией