Митрополит Амвросий совершил четвертую, последнюю в этом году пассию
Пассия — от латинского «страдание» — это особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером.
Пассия — от латинского «страдание» — это особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером. На нем читаются акафист Страстям Христовым и Евангелия, повествующие о страданиях Христа, а также поются песнопения Страстной седмицы.
21 апреля, воскресным вечером, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил вечерню с чтением акафиста Страстям Христовым в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери. Митрополиту сослужили: благочинный I Тверского округа протоиерей Павел Сорочинский, ключарь собора иерей Сергий Будков, протоиерей Владимир Цымбал, иерей Никита Савин, иерей Максим Луканов, иеромонах Антоний (Шкурметов), диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов.
Во время богослужения пел архиерейский хор под управлением Татьяны Дмитришиной.
В начале пассии при пении «Тебе одеющагося» архипастырь изнес из алтаря Евангелие и совершил полное каждение храма. Затем были прочитаны акафист Страстям Христовым и Страстное Евангелие.
После чтения Евангелия с проповедью о всепрощающей силе любви к верующим обратился протоиерей Павел Сорочинский.
Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596–1647), создателем многих литургических форм. Смыслом пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и в особенности Его Крестной смерти.
Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого поста по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой — 26-я и 27-я главы от Матфея, на второй — 14-я и 15-я от Марка, на третьей — 22-я и 23-я от Луки, на четвертой — 18-я и 19-я от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой. Эта и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом.
***Документ «Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви» был принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53).
http://www.patriarchia.ru/db/text/5444580.html
Пресс-служба Тверской епархии