11.03.2023

Наша десятина Богу

В нынешнюю субботу, первую субботу Великого поста, мы слышали из Евангелия разговор Господа о субботе.

В нынешнюю субботу, первую субботу Великого поста, мы слышали из Евангелия разговор Господа о субботе. В широком смысле этого слова, наш пост — это тоже своего рода суббота, время, выделенное для Бога, время, посвященное Богу. Время святое и иное, время, которое мы отдаем Богу так же, как в Ветхом Завете народ избранный отдавал Ему каждую субботу. Это наша десятина Богу, которую мы отдаем Ему от плодов земных.

И для понимания смысла, значения и некоего сакрального статуса этой десятины подумаем о сегодняшнем евангельском повествовании. Фарисеи обвиняют учеников Христа в нарушении закона о субботе, а затем уже выдвигают обвинения и Самому Богочеловеку. Согласно заповеди, каждый иудей должен сохранять покой в этот день, торжественный покой, святой для Господа. Заповедь была дана, чтобы человек не занимался работой хотя бы один день из семи и имел возможность провести его с Богом. Что же такое работа в том смысле, который был употреблен в заповеди? Физика говорит нам, что работа — это сила, умноженная на расстояние. Исходя из этого, мы работаем всякий раз, когда двигаемся. Но Бог ведь не запрещал двигаться в субботу. 

В иных толкованиях мы встречаем расширенное употребление заповеди, когда работой считается всякая деятельность, которая приносит прибыль. И, пожалуй, такое понимание может быть более применительным для этой заповеди, человек не должен был делать ничего ради себя, но делать что-то ради Бога и ближних. То, что делали ученики, не нарушало ветхозаветный закон. На самом деле, Второзаконие (23:24–25) ясно дает понять, что человек может собирать зерно с полей по мере их прохождения, если это не будет для личной выгоды. И то, что сделал Господь, исцелив человека с сухой рукой, тоже не нарушало заповеди. Но фарисеи обвинили и в первом, и во втором случае в нарушении, несмотря на то, что они, конечно, знали о текстах Второзакония и прочих. Их задача была даже не в неукоснительном соблюдении закона, но в обличении. 

Господь говорит нам, что суббота создана для человека. Этот день не задумывался как рабское ярмо, как тяжесть, повешенная на человека в дополнение к его будничным трудам. Давайте отдадим себе отчет в том, что всё, что сказано о субботе, мы можем отнести ко времени Великого поста. Он дан нам не для того, чтобы мы совершали что-то украдкой, не для того, чтобы мы прятались или боялись нарушить правила. Цель нашего поста, как и ветхозаветных суббот, — провести это время с Богом, постараться хотя бы десятую часть годового времени отдать Богу и ближним.

Бог создал субботу, чтобы человек, склонный загонять себя, мог отдыхать. Церковь дала нам Пост, чтобы мы, склонные к излишествам и привычкам, могли почувствовать себя свободными. Чтобы мы могли отдохнуть от самих себя, от своих привязанностей, ставших страстями. Давайте же не загонять себя во время Поста еще больше в ярмо непрекращающегося круговорота бесконечных забот о телесном, давайте постараемся в это время дать себе душевный и духовный отдых, давайте постараемся провести это время с Богом и друг с другом, а не в постоянном стяжании и поиске выгоды. Именно такой пост позволит всем нам войти в радость Благословенной Субботы и пережить вновь торжество славного Христова Воскресения.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 4 марта 2023 года. Суббота первой недели Великого поста. Вознесенский собор, Тверь.

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *