Настройка поста
Идет вторая седмица Великого поста. Пожалуй, можно сказать, что мы уже твердо встали на ту дорогу, которая длится семь недель – до самого праздника Светлого Христова Воскресения:
Идет вторая седмица Великого поста. Пожалуй, можно сказать, что мы уже твердо встали на ту дорогу, которая длится семь недель – до самого праздника Светлого Христова Воскресения: уже и постная пища изо дня в день становится само собой разумеющейся, и земные поклоны на молитве привычны, и особенности великопостного богослужения мы освежили в памяти. Что же, время осмотреться и посмотреть-послушать, все ли идет правильно, не звучит ли где «фальшивой ноты»… На что особенно стоит обратить внимание, напоминает митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.
Чему сказать «нет»
Владыка, как хранить мир в душе во время поста? Ведь в современных условиях это бывает очень затруднительно.
– Пост – не гастрономическая диета, он связан с сердцем человеческим и умом. Человек говорит себе «нет» в плане не только еды, но и развлечений. Мы должны хранить себя от лишней, пустой информации, удерживаться от раздражительности, лукавства. А когда тебя окружает постоянный соблазн, мало человеческой воли – нужна постоянная помощь Божия. Поэтому пост всегда соединен с молитвой.
Молитва, посещение храма Божия дают особый настрой – богослужебный, сердечный. Из храма человек выходит «переформатированным», ему легче отказаться от компьютера, не «бегать» по новостям, по телевизионным каналам, меньше смотреть по сторонам на афиши, которые искушают. Вот здесь усилие воли должно соединяться с помощью Божией. А чтобы Господь нам помог, мы в первую очередь должны прийти к Нему и попросить Его.
Бумеранг зла
Храм – это некая лечебница, где мы получаем благодать и силу противостоять тому злу, которое пытается нас захлестнуть. В пост мы должны обращать особое внимание на свою душу и на своего ближнего, чтобы исполнить заповедь о любви. Осуждать нужно только самого себя. А что же делать с тем ближним, который «строит нам козни»? Молиться за него. Просить Господа, чтобы он размягчил его сердце. Зло, которое человек делает другому, на самом деле вредит ему самому. Оно возвращается, как бумеранг. Разве этого мы хотим?
Время постное, когда пребывают в молитве, активно читают Евангелие, другие душеспасительные книги, дает сердечную теплоту. Учитель Симеона Нового Богослова Симеон Благоговейный оставил ему такую заповедь: «Один час молись, один час трудись, один час читай святых отцов».
Пускай хоть чуть-чуть, хоть несколько листочков, прочтите что-то на пользу своей души, особенно перед сном. Сон другим становится – легким и светлым.
Два крыла молитвы
А если молитва не идет: читаешь и чувствуешь, что сердце не отзывается?
– Молитва – как небо. Не от нас зависит, солнце на нем или тучи. Это от Бога, а наше дело – жить под небом и не унывать. Наше сердце не всегда принадлежит нам, как и мысли. К примеру, в песне у Олега Газманова есть такие слова: «Мои мысли – мои скакуны». Мысли уносят нас, а вот сердце меняется в зависимости от нашего труда, внутреннего настроя. Молитва и чтение творений святых отцов помогает размягчить сердце. Без этого оно, действительно, пребывает в ожесточенном состоянии.
Что помогает молитве? У нее есть два крыла – внимание и покаяние. Внимание позволяет удержать молитву в сердце. Если внимания нет и человек за него не борется, святые уподобляют такое состояние обильному дождю, который пролился на крышу. Прошло несколько минут, ветерок подул – крыша сухая. Другое дело, когда дождь льет на настоящую землю, и она напитывается влагой.
Внимание привлекает к нам благодать Духа Святого. Показывает нашу греховность: тут сосредоточился, а на этих словах отвлекся – Господи, прости! И человек находится тогда в состоянии покаяния. К нему приходит умиление, а вместе с ним – и дары Святого Духа. Главное, чтобы человек был готов их взять. Случается, ему дают, а он не может удержать – руки больные. А молитва приводит в состояние смирения, она должна благоухать смирением.
Молитва правильная и неправильная
Самоукорение – тоже вид смирения, когда мы не кого-то виним, но, в первую очередь, самих себя: «Не смог достучаться до этого человека, он на меня озлобился. Помоги, Господи, стать лучше, помолиться за него – даруй ми». Вот этот дар видеть свои прегрешения в пост особенно мы просим. Молитву Ефрема Сирина читаем, чтобы видеть свои согрешения и не осуждать брата своего. Господь приводит пример – притчу о мытаре и фарисее. Фарисей, придя на молитву, стал осуждать, а себя возвышать. Это неправильная молитва, а правильная у мытаря – от сердца, от всего человеческого естества. Тогда молитва не будет сухой. То есть, если чувствуете, что молитесь сухо, без внимания, укоряйте себя: «Господи, прости и помоги!», – положите земные поклоны, они тоже сердце размягчают.
Молитва – это всегда настрой. Если на Литургию приходить только к Евангелию, богослужение не прочувствуешь. Мы должны прийти перед чтением часов, когда идет поминовение усопших, живых; батюшка поминает – мы вместе с ним стоим и вспоминаем своих близких. Чтение часов перед Литургией – «настройка». Дай Бог, чтобы мы освоили это искусство, которое нам передано отцами через века.
Ноша по силам
Владыка, а что касается строгости поста…
– Есть церковный устав, который предписывает, как поститься. Это образец, вершина Эвереста, но не каждый альпинист сразу взбирается на такую гору. В пост нужна постепенность, чтобы хватило сил до его окончания.
Мера разная для разных людей по их духовному, физическому состоянию. То, что мы берем, – ноша. Один может взять целый мешок, который другим и вдвоем такое не осилить. Тут должно быть рассуждение.
Придите к священнику, если есть необходимость: батюшка, благословите, мне без рыбы тяжело. Ради Бога! Вкушай рыбу, главное, чтобы ты не только желудком постился.
Причастие без калькулятора
Как причащаться во время Великого поста? Иногда благословляется подходить к Святому Причастию раз в неделю.
– Чтобы причащаться каждую неделю, нужно вести соответствующий образ жизни. А мы, к сожалению, его не ведем, поэтому, на мой взгляд, лучше причащаться через неделю, кому-то – через две. Но в каждом конкретном случае должен решать духовник. Перед Причастием мы должны почувствовать необходимость в этом Таинстве. Но как? Должна прийти мысль: «Я болен, больнее всех окружающих меня людей». Причастие – это лекарство. Когда мы вызываем «скорую помощь»? Когда нам тяжелее, чем другим.
Человеку необходимо осознать, что он болен духовно, что нуждается в этом лекарстве. Нельзя причащаться с холодным сердцем. Мы должны увидеть свои грехи, увидеть не только с точки зрения бухгалтерии – пятью пять двадцать пять, то есть перечислить их. Нет, здесь должно подключиться сердце. Без сердца Причастие будет в грех.
Мы считаем свои грехи ничтожными. К примеру, думаем, что осуждение не отлучает нас от любви Божией. На самом деле это не так. Если человек осуждает ближних и в этом не покается, то спасение для него уже затруднительно. А мы постоянно осуждаем, раздражаемся, злимся, лукавим, завидуем, памятозлобствуем, но сами себе говорим: ну, это мелочи. Между тем, эти грехи препятствуют нам войти в Царствие Небесное. Когда человек подумает об этом, тогда ему действительно становится страшно.
Вроде бы, «простой» грех, присущий очень многим, – злословие, когда говорим злые слова. Однако он ставится на уровень с блудом, с воровством. Апостол Павел говорит, что не только блудники и пьяницы, но и, оказывается, злоречивые Царствия Божия не наследуют. Разве это маленький грех, разве ничтожный? Мы сами себе придумали оправдание, чтобы не бороться с ним.
Постоянно нужно бороться с осуждением. Этот грех требует внутреннего исповедания несколько раз в день. Состояние греха – состояние падения. А как мы встаем после падения? Через покаяние, через осознание, переживание: «Господи, прости, столько раз Тебе обещал, но опять это делаю… Прости и помоги». От этих мелочей зависит многое.
Беседовала Людмила СЕЛИВАНОВА В основе материала – публикация сайта Архангельской епархии prichod.ru