Неделя о мытаре и фарисее
За несколько недель до начала Великого поста православные начинают готовиться к приближающемуся Великому Посту.
За несколько недель до начала Великого поста православные начинают готовиться к приближающемуся Великому Посту. В первое «подготовительное» воскресение Церковь вспоминает притчу о Мытаре и Фарисее. Эта короткая, всего в несколько фраз притча находится в Евангелии от Луки:
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 18:11—14).
Лука вообще более других евангелистов склонен делать акцент на сострадании Господа к потерянным и заблудшим, к тем, кого осуждает и отвергает «приличное общество». Мы, современные читатели, видим здесь, прежде всего, осуждение фарисея — для нас само это слово означает «религиозный лицемер». Но во времена Господа фарисеи — это просто люди, которых отличала особенная набожность, у кого-то — фальшивая и показная, у кого-то — вполне искренняя. И здесь Господь не говорит, что фарисей осужден — он говорит, что мытарь «оправдан более».
Мытарь для слушателей Господа Иисуса — пример явно дурного человека. Это коррумпированный сборщик налогов на службе у римских оккупантов. Его презирают и ненавидят все честные люди. И именно он идет в свой дом «более оправданным». Почему?
Потому что он знает за собой, что он дурной человек, которому не на что рассчитывать, кроме незаслуженной милости Божией. Поэтому он и готов ее принять.
Почему важно не считать себя достойным? Чтобы открыться милости Божией. Церковь говорит о Боге: «Его же благость безмерна и человеколюбие неизреченно».
Французский писатель Жорж Бернанос в «Дневнике сельского священника» пишет:
«Достаточно знака, взгляда, немого зова, чтобы прощение ринулось на нас с небесных высот, как орел».
Господь готов помиловать и самого дурного человека. Беда в том, что человек по гордыне и неверию сам отгораживается от милости Божией. Невозможно помиловать того, кто полагает, что не нуждается в милости, как невозможно накормить того, кто не голоден, или исцелить того, кто не болен. Поэтому в Церкви молятся на неделе о мытаре и фарисее: «Потщимся (т. е. постараемся) подражать фарисеевой добродетели и мытареву смирению».
До Великого поста еще три недели. Неделя о мытаре и фарисее — это сплошная седмица, то есть пост в среду и пятницу с 6 по 12 февраля отменяется. Но в то же время Церковь призывает верующих и в этот период помнить о покаянии, и в период Великого поста постараться посмотреть на себя, на свои поступки и мысли честно, заглянуть глубоко в свою душу, а не ограничиваться и уж тем более не гордиться своим следованием правилам и предписаниям.
Сергей ФУДИЕВ, «Фома.ру».
Последние новости
Конкурс гражданских инициатив: поддержка от «Единой России»
Некоммерческие организации получат помощь на всех этапах реализации своих проектов.
Увеличение финансирования социальных обязательств в федеральном бюджете России
Федеральный бюджет на 2023-2025 годы направлен на поддержку социальной политики и развитие регионов.
Набор военнослужащих по контракту в условиях специальной военной операции
Важность контрактной службы в армии возрастает в условиях современного давления на страну.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований