О странных вопросах, церковной лавке и жертве Богу
Работников церковной лавки можно сравнить с бойцами на передовой: именно они первыми встречают пришедших в храм людей, таких разных, со своими горестями и радостями.
Работников церковной лавки можно сравнить с бойцами на передовой: именно они первыми встречают пришедших в храм людей, таких разных, со своими горестями и радостями. И к каждому нужно найти индивидуальный подход, ненавязчиво поддержать. Более того, где-то в глубине души даже чуточку полюбить. А значит, безусловно принять, какой бы человек ни пришел – озадаченный или огорченный, а может быть, даже раздраженный или озлобленный, в неподобающей одежде или не знающий правил поведения в храме…
Именно поэтому исполняющему послушание в церковной лавке, как никому другому, необходимы терпение и покладистый характер, а еще ему нужно быть немножко психологом, иметь всесторонние знания о церковных традициях, разбираться в православной литературе. Об особенностях служения на этом поприще рассказала Людмила Долголева, имеющая немалый опыт работы в церковной лавке Покровского собора города Кропоткина.
По молитвам сродников
Было время, когда Людмила Александровна никогда бы не подумала, что будет выполнять послушание в свечной лавке. Руководящие должности, честолюбивые замыслы и успешное продвижение к намеченной цели еще не так давно составляли существенную часть ее жизни. А после утраты близкого человека все это стало ненужным, кардинально изменились приоритеты. Теперь куда важнее оказались молитвы о дорогом человеке, чтобы там, в его новой жизни, ему досталась лучшая участь.
Сорок дней она посещала Божественную литургию. А протоиерей Кассиан Кравцов, на тот момент настоятель Покровского собора, искал человека в свечную лавку, и – предложил Людмиле там поработать.
«Как мы приходим в храм? По молитвам наших предков», – считает Людмила Александровна. В ее роду было сразу несколько усердных молитвенниц. Очень набожную прабабушку Аполлинарию за веру и отказ вступить в колхоз раскулачили и выслали из родного села. Хотя все «богатство» составляли металлическая кровать на сетке с набалдашниками и молочный сепаратор (держали корову-кормилицу – нужно было кормить большую семью). И вот Аполлинарию вместе с пятью маленькими ребятишками усадили на телегу и отправили, как говорили, в ставропольские степи. Они ехали по селу, а жители, вчерашние односельчане, снимали небогатые одежки с детей, кто – пальтишко, кто – платок. А она и сказать-то ничего не могла… Дети все умерли от холода и голода. Нашла приют женщина у старшей дочери, которая на то время была уже замужем.
Сестра Аполлинарии еще в молодости ушла в монастырь и стала монахиней Марией. В обители стегала ватные одеяла. До сих пор в семье как реликвия хранится такое одеяло, подаренное на свадьбу маме Людмилы. Когда закрыли монастырь, Мария вместе с другой матушкой поселилась на окраине станицы Старощербиновской Краснодарского края, где и доживала жизнь в молитвах.
Бабушка Людмилы, Марфа Васильевна, хотя и боялась властей, но в церковь ходила. В красном углу висели иконы, покрытые рушниками. Ее всегда приглашали на похороны читать Псалтирь по усопшему. На Пасху пекли куличи, красили яйца и ходили за много верст пешком в храм. Жили очень бедно, но, как говорила бабушка, Бог всегда помогал. И голод 1933 года пережили, и в войну все остались живы.
– Я верю, что по их молитвам и меня Господь не оставил, привел в Церковь, хотя и через скорби, – говорит Людмила Александровна. – Вот, например, раньше не понимала, что нельзя судить человека. А я ведь тщеславилась: училась хорошо, окончила институт, должности руководящие, муж хороший, непьющий. Пьяниц презирала, вот и дал Господь испытание: стал пить сын, потерял семью. Где искать помощь? По совету батюшки поехали в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Пожили там с сыном, поработали, помогли восстановлению храма, молились вместе у иконы, исповедовались, причащались. И конечно, помощь пришла. Не сразу, были и срывы. Но так потихоньку и вышел он из этого состояния.
Имея такие проблемы, мы часто хотим прийти в храм, заказать молебен, надеясь, что батюшки помолятся, и ждем хороших результатов. А если не перестаёт пить муж, сын, тогда мы говорим, что Бог не помогает. Для себя я поняла, что во всем, что со мной происходит, виновата я сама. Мои грехи, мое недостойное поведение привели меня к такой проблеме, а сын стал заложником моей порочной жизни. И не надо на него злиться, кричать, винить, упрекать, а нужно любить, сострадать. Винила сына, а виновата во всем только я. Мне было стыдно за мои прежние поступки и слова, когда я малодушно или, наоборот, излишне бурно, злобно, гневно реагировала на поведение своего ребенка.
Я начала с себя: исповедовалась, причащалась, молилась, читала акафист. Господь выжигал из моего сердца себялюбие, эгоизм, малодушие, трусость. Сейчас понимаю: если бы не эти искушения, не пришлось бы побывать в таких святых местах, как Киево-Печерская Лавра, Почаев, Оптина пустынь, Дивеево, Валаам, Валдай и еще много-много прекрасных мест, где нам помогают святые угодники Божии. Бог нам попускает и болезни, и всевозможные скорби за наши грехи – для искупления, для изменения порочного образа жизни. Земная жизнь – это краткий миг, за которым стоит вечность, а какой она будет у каждого, зависит от нашей жизни на земле.
Литература в помощь
Любая работа требует профессиональных навыков, а работнику храма необходимы еще и специальные обширные знания. Ведь люди заходят в дом Божий со своими проблемами, вопросами. Как должным образом проводить умершего близкого человека, и что для этого нужно? Какую службу заказать, какие иконы нужно иметь дома, почему они так называются? Как подготовиться к исповеди и причастию? И так далее. На эти и множество других вопросов, причем порой очень неожиданных, ответят в свечной лавке. А еще сориентируют в многообразии православной литературы, которую читают, прежде всего, сами.
Каждая прочитанная книга дополняет открывающийся новый мир свежими красками, обогащая и полезной информацией, которая уже завтра, возможно, окажется очень кстати. Выслушав человека, Людмила Александровна может посоветовать необходимую именно ему литературу. Кому – «В помощь кающимся», кому – «Флавиан» или «Воцерковление» протоиерея Александра Торика, иному – «Православие» митрополита Илариона (Алфеева). И из числа своих любимых – «Святое Евангелие с толкованием святых отцов», «Преподобные старцы Оптинские. Жития и наставления», «Письма о духовной жизни» игумена Никона (Воробьева), «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова), «Божественная литургия» протоиерея Алексея Уминского, произведения Юлии Вознесенской.
«Прочитав предложенные книги, люди возвращаются, благодарят и просят что-то еще почитать. И ты вольно или невольно участвуешь в духовном росте человека», – говорит наша героиня.
Одна «обеденка» перевесит
Самый распространенный вопрос, на который приходится отвечать ежедневно раз по 20, это «что за поминовение такое – обедня?».
– Когда в храме читаются часы, священник готовит все необходимое для Божественной литургии, – поясняет Людмила Александровна. – За каждого человека, имя которого упомянуто в записке, из просфоры вынимается частичка, которая впоследствии опускается в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых людей: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Так совершается поминовение живых и мертвых. Господь берет на Себя грехи мира, омывает их Кровью Своей и дарует всем жизнь вечную. Как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский, «возьмите чашу весов и на одну сторону поместите злато и серебро всего мира, а на другую положите одну "обеденку", и она перевесит».
Люди часто не понимают, зачем записочки приносятся, почему поминовение на литургии является одной из величайших молитв Церкви. Это принесение всех ко Христу с молитвой о спасении, исцелении, обращении. Нет другой такой сильной молитвы у Церкви, которая могла бы вот так объединить и принести Богу все наши прошения.
И смех, и грех
Как ни странно, помимо очевидных вопросов о том, как подготовиться к исповеди, причастию, заказать те или иные требы, и что для этого нужно, в церковной лавке часто можно услышать вопросы и даже требования неожиданные и просто обескураживающие. «Кто сильнее – Матрона Московская или Ксения Петербуржская?», «Дайте оберег от сглаза», «Продайте землю, чтобы "запечатать" усопшего», «На какой день нести кушать на кладбище покойному?», «Куда деть водку и хлеб, что стояли на столе на поминках?» и так далее.
– А однажды мою коллегу Валентину, – рассказывает Людмила Александровна, – одна напомаженная дама спросила: «Как в записке обозначить, что Василий – это кот?» Как кот?! В записке можно писать только имена крещеных людей. «А как я его поминать буду, он был очень хороший», – возмутилась дама. И такое бывает...
«Тарифицированная» жертва
Один из самых насущных и болезненных вопросов – «коммерческие услуги» в стенах храма. Особо подкованные могут даже припомнить Евангелие, где сказано, что Христос изгнал торговцев из храма. В древности люди приходили в дом Божий отдавать, приносили с собой все, что имели: вино, хлеб, свечи. Сейчас же в качестве жертвы и благодарности прихожане несут деньги как эквивалент своему труду. Однако недовольства по поводу стоимости того или иного в свечной лавке все же периодически звучат.
– Некоторые люди порой возмущаются, что свечи, на их взгляд, дорогие. И выплескивают свой гнев, – делится Людмила Александровна. – Да, может быть, по себестоимости и не стоит столько свеча или икона, но ведь все эти средства идут на нужды храма: коммунальные услуги (свет, вода, отопление), текущий ремонт (перекрытие кровли, покраска полов), внутреннее устройство (новые иконы, аналои, лавочки, баки для крещенской воды и т.п.), содержание хора, поощрение батюшек, украшение цветами икон и прочее. Вот и получается: каждая купленная свеча, иконка, книжечка – это жертва человека Богу. Хотел три свечи взять, но нет средств – возьми одну. Ведь главное – не количество и стоимость свечей, а искренность молитвенного обращения к Богу. Пусть в сердце будет не ропот, не возмущение, а добровольная жертва.
В сознании людей исчезает понятие жертвоприношения, потому что в жертве непременно присутствует подвиг: принося ее, человек что-то отрывает от сердца. Мы должны приходить в храм со свободным желанием послужить. Мало просто подать записку, мол, пусть батюшка помолится. Это должна быть и наша молитва, и наша жертва. А жертва Богу – дух сокрушенный, наше любящее сердце, больше ничего и не надо.
Каждый хорош по-своему
– А вообще прихожане у нас хорошие, – подытоживает разговор моя собеседница. – Хочется сказать спасибо тем бабушкам, которые приходят на службу каждый день, приносят жертву без ропота, да еще поделятся конфеткой, пирожочком с нами: «Ешь, деточка, тебе тут целый день стоять». И набежит слеза, глядя на них.
Карина МУРАТОВА Публикация «Журнала Тихорецкой епархии» prichod.ruПоследние новости
Минздрав РФ отказался от идеи контроля за больничными
Министерство здравоохранения Российской Федерации не будет контролировать количество выданных больничных листов, как планировалось ранее.

Об участии в совещании о ходе реализации региональных проектов на территории Тверской области
28.03.2025 начальник отдела правового обеспечения, контрольной и экспертно-аналитической деятельности управления финансово-бюджетного надзора и контроля Министерства Курашова С.А.

58 спортсменов из разных регионов страны приняли участие в чемпионате Тверской области по автомодельному спорту
В Твери на базе Дворца творчества детей и молодежи прошёл чемпионат Тверской области по автомодельному спорту в классах внедорожных радиоуправляемых моделей с электродвигателями в закрытом помещении.
В Твери продолжается благоустройство нового сквера в микрорайоне Юность и модернизация Центра образования № 49
Глава города Твери Алексей Огоньков проверил ход работ по строительству и благоустройству сквера на Молодежном бульваре.