13.12.2019

Почти Рождественская история: О том, как св. Николай вернулся домой

Так получилось, что в этой чудесной истории мне была отведена роль посредника.

Так получилось, что в этой чудесной истории мне была отведена роль посредника. Недавно съемочная группа РИА «Верхневолжье» снимала сюжет для телевизионной программы «От истока», посвященный храмам и святыням Вышневолоцкой земли. В качестве проводника и знатока местной истории я пригласила известного краеведа Дениса Ивлева. 

В одном из своих невероятно увлекательных рассказов Денис упомянул о том, что в деревне Белый Омут на месте древней Николо-Столпенской обители уже несколько лет возрождается приходская жизнь и уцелевший храм. И я вспомнила, что два года назад подарила своему доброму знакомому небольшую икону святителя Николая, на обороте которой была полустершаяся надпись, которая гласила, что этот образ был дарован  в 70-е годы XIX века на благословение монахине Казанской женской общины Досифее настоятелем Николо-Столпенского мужского монастыря. Денис сразу заинтересовался и попросил меня по возможности прислать фотографию этой иконы, что я вскоре и сделала.

Выяснилось, что эта икона – уникальный список с резного деревянного образа Святителя Николая, с которым связана история основанного в конце 16-го столетия монастыря. Именно здесь, по преданию, царь Иоанн Грозный   оставил этот образ со словами: «Будь же ты, Никола, столп». И с этого времени монастырь стал называться Николо-Столпенским. Святыня чудом уцелела под натиском времени, войн и революций и сейчас хранится в Богоявленском соборе Вышнего Волочка. Но современные реставраторы исправили «ошибку» и обновили  резную икону по подобию   распространенного Можайского образа Святителя Николая, заменив в его руке восьмиконечный крест на меч. И, к сожалению,   подлинный – совершенно особенный –   образ «Николы Вышневолоцкого» (или, иначе, Столпенского) остался лишь в немногочисленных описаниях  конца 18-го – начала 19-го столетий.   

Так думали искусствоведы и историки до 5 декабря этого года, когда нынешний хранитель единственной известной ныне Столпенской иконы Святителя Николая  –  этнограф, кандидат исторических наук Григорий Базлов – вернул ее в родную Николо-Столпенскую обитель. По вряд ли случайному стечению обстоятельств это произошло в день памяти   последнего священника монастырского Никольского храма священномученика архимандрита Павла (Евдокимова) и в тот день недели (в четверг), который в церковной традиции посвящен Святителю Николаю. Вновь обретенную икону у ворот обители встретили священник монастыря Андрей Храмов и прихожане со свечами в руках. После благословения всех присутствующих Столпенским образом Святителя Николая и молебна верующих познакомили с историей этой иконы. Прихожане с пастырем восприняли возвращение иконы как знак Божьего благословения на возрождение древней обители, которой в следующем году исполнилось бы 475 лет.

  Теперь предстоит большая работа: обретенную икону изучат специалисты Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева, а резному деревянному образу из Богоявленского собора Вышнего Волочка, видимо, вернут первоначальный вид, запечатленный на небольшой иконе, так неожиданно вернувшейся «домой».

И в заключение «вишенка на торте»: монахиня Досифея, которой этот образ был подарен почти 150 лет назад, в дальнейшем стала первой игуменьей Вышневолоцкого Казанского монастыря – одной из самых многочисленных женских обителей России на рубеже XIX XX веков.

На фото: Столпенский образ Святителя Николая и современный вид Николо-Столпенского мужского монастыря

Светлана ФИНЕВИЧ


Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *