Произведения церковных искусств в собрании Осташковского краеведческого музея

Церковные художества – это произведения изобразительного искусства, которые используются для украшения храмов и церковного обихода: настенные росписи, иконостасы, прикладное искусство (оклады книг, Богослужебные сосуды, кресты,

Церковные художества – это произведения изобразительного искусства, которые используются для украшения храмов и церковного обихода: настенные росписи, иконостасы, прикладное искусство (оклады книг, Богослужебные сосуды, кресты, ткани…).

Один из самых распространенных видов церковных художеств – искусство резьбы по дереву и создание иконостасов. Дерево – самый доступный, прочный и легко поддающийся обработке материал. Наиболее древние образцы деревянной пластики находят при археологических раскопках – это изображения духов-покровителей рода и семейного очага, так называемые домовые, в виде деревянных стержней с резными изображениями человеческой головы. Идолов было великое множество, но формы их были лишь условно трактованы, более детально обрабатывалось лишь лицо. После крещения Руси в 988 году новые христиане не сразу отказались от идолопоклонства. Языческий бог Велес, бог скота, стал христианским Власием, Перун – бог грозы – Ильей Пророком, загадочная Макошь, богиня ткачества и водной стихии, обрела свои черты в образе Параскевы Пятницы. Кроме того, паства молодой и быстро растущей конфессии нуждалась в большом количестве предме-тов культа, а писаные темперой иконы были редки и дороги, т.к. в отличие от резчиков, которых можно было найти в каждом крестьянском дворе, живописцев в то время на Руси было немного. Русские мастера использовали в ос-новном сосну и липу, реже – ольху, березу, дуб, осину. Иногда пользовались более редкими породами – кипарисом, грушей, пальмой. Украшали резные изделия разнообразно: расписывали темперой, золотили сусальным и твореным золотом, отделывали серебром, янтарем, жемчугом, драгоценными и полудрагоценными камнями, дорогими тканями, чеканными вставками из металла. А еще обжигали, тонировали, обрабатывали для защиты от атмосферных воздействий маслами, олифой, воском, лаками.

Расцвет русской резной иконы пришелся на XVI – XVII века. Но в середине XVII века объемные иконы и храмовая скульптура были подвергнуты жестоким гонениям. Церковная реформа патриарха Никона видела в них влияние не только языческого прошлого, но и происки римской католической церкви, претендующей на господство во всей Европе. Изрубленной в щепки и сожженной в кострах оказалась большая часть православной «рези на дереве». Однако полностью истребить это дивное искусство не удалось.

В Осташковском уезде Тверской губернии расцвет «рези на дереве» приходится на XVIII – XIX века. Древний город славился своими резчиками, которые украшали своей богатой и орнаментальной резьбой иконостасы и киоты. В Ниловой пустыни работали известные мастера Кондратий Семенов-Конягин, Макар Егоров, Анисим Шелмотов, Иван Фомин-Киселев, Петр Гаврилович Филошин и другие. Резьбу с позолотой в Знаменском девичьем монастыре выполнял местный резчик Терентий Евгениев Глазухин и новоторжский мастер Карнаухов. В настоящее время в Верхневолжье существуют иконостасы конца XVIII – начала XIX века в Казанской церкви села Верхние Котицы, Царские врата и фрагменты иконостаса из Введенского храма села Кравотынь, ныне хранящиеся в Осташковском краеведческом музее, а также иконостас середины XIX столетия в летнем храме Вознесенского собора бывшего Знаменского монастыря города Осташкова. Особенностью таких иконостасов явилось то, что в их художественном решении прослеживались древнерусские традиции, а также влияние столичных центров – Москвы и Петербурга, где работало немало резчиков из Украины и Белоруссии. Среди них такие выдающиеся мастера, как Клим Михайлов и Иван Запрудный, которые оказали огромное влияние на развитие декоративной резьбы по дереву во второй половине XIX века. Резьба иконостасов стала объемной и классически выразительной.

Особое место в числе сохранившихся иконостасов конца XVII – первой половины XIX века занимает иконостас Введенской церкви.
Довольно высокий иконостас состоит не из пяти, как традиционно, а из трех рядов – высокого местного, низкого праздничного и высокого деисусного. Это пример провинциального иконостаса, имевшего простую классическую конструкцию и богатый барочный декор.
Карниз с разорванным лучковым франтоном делит иконостас на две равные части.

На вертикальные ряды он членится рядами каннелированных пилястр с упрощенным ионическим ордером и увитых гирляндами из роз.
Нижняя часть иконостаса наиболее богата. Здесь использованы барочные картуши, фигуры и головки парящих ангелов, живописно спадающие драпировки и прекрасная скульптурная композиция «Благовещения» на Царских вратах. Она служит центром иконостаса. Ее фон необыкновенно прост – стул, колесо от прялки, пряжа в лукошке, ножницы, горшок с цветущей розой – вот и все предметы этой сцены. Фигуры Богоматери и архангела Гавриила очень торжественны и значительны.

Завершается сцена пышной драпировкой, распахнутой двумя ангелами. Подобный прием повторен еще в двух местах – над проемами, ведущими в жертвенник и дьяконник. Над Царскими вратами помещалось горельефное изображение восседающего в облаках и сиянии строгого и мужиковатого Саваофа. Завер-шался иконостас фигурами евангелистов в рост, стоящих на небольших помостах. Среди узоров орнамента повсюду были вкраплены головки херувимов, они же парили в резных облаках над иконами и украшали капители пилястр, а над дверями в жертвенник и диаконник летящие ангелы распахивали тяжелые балдахины.

Сохранившаяся композиция «Благовещение» ярко характеризует особенности работы местного резчика: укороченные пропорции фигур, большие тяжелые руки, крупные черты лика. Образы ясные, выразительные и одухотворенные; во всем этом сказывается почерк, вкус и представление о возвышенном, прекрасном у местного резчика.
Мастера классической резьбы исполняли не только иконостасы, но и сакральную скульптуру. Одним из самых древних христианских образов, вырезанных из дерева, является Распятие. Начало его восходит к апостольским временам. В России XV – XVI веков появляются изображения Распятия с образами предстоящих в виде отдельно стоящих фигур – так называемой «Голгофы».

Скульптурный образ Христа, хранящийся в нашем музее, является частью «Голгофы», находившейся в Казанской церкви (1774-1803) села Верхние Котицы. Иконография образа Христа сложилась на основе апокрифической легенды о последних днях земной жизни Спасителя, Его мученической смерти и чудесном Воскресении.

Создание данного образа свидетельствует об обращении местных мастеров к новейшим образцам церковного искусства.

Фигура Христа вырезана высоким горельефом. Тыльная сторона срезана для удобства крепления к кресту. Фигура изображена обнаженной с повязкой на чреслах – «чресленником». На голове распятого – наложенный отдельно вырезанный терновый венец. Глаза Христа закрыты, голова слегка наклонена вправо, длинные волнистые волосы распущены по плечам. Фигура Христа выкрашена в телесный цвет, волосы и борода в темно-коричневый цвет, а чресленник в золотистый. По всей видимости, фигура Христа была варварски выдрана из композиции, поэтому не сохранились руки и нижние части ног. Лишь на правой ноге в районе голеностопного сустава можно видеть вбитый гвоздь.

Наибольшее количество вариантов среди множества персонажей церковной скульптуры имеют изображения ангелов. Особенно любимы ангелы в барочной резьбе: их помещали в иконостасах, на стенах храмов, над сенью часовен. Шестикрылые серафимы и головки ангелов с 2 и 4 крыльями украшали все архитектурные элементы храмов, в деревянных храмах головки ангелов свисали на веревках над иконостасом. Ангелов изображали с рипидами в руках, со свитками, трубящими, с «зерцалом» и посохом, с крестом или пальмовой ветвью, потиром, дискосом.

Отдельную группу составляют ангелы из сюжета «Распятие с предстоящими». Эти ангелы изображались с атрибутами Христовых страданий: губкой, тростью, клещами и т.д.; ангелы могли быть стоящими, коленопреклоненными, летящими. Чаще всего их изображают в хитонах, иногда с плащом поверх хитона и с лором, свисающим с плеч и перекинутым через правую руку, часто с нимбом.
С Верхневолжьем связано еще одно уникальное явление в русском православном искусстве – создание скульптурного образа преподобного Нила Столобенского Чудотворца. Композиция скульптурного образа преподоб-ного имеет глубоко оправданное духовное содержание – хорошо передает внутреннее молитвенное состояние молчальника, уединенного пустынника – исихаста. В Житии преподобного говорится: «Преподобный начал прилагать труды к трудам и подвиги к подвигам, радуясь духом, вперяя ум свой к вышним, помышляя всегда о часе смертном и о праведном воздаянии по де-лам в будущей жизни; тело и душу упражнял во всенощных стояниях и молитвах; беспрестанно поучался в Законе Господнем; постоянно изливал чувства свои пред Господом в псалмам и пениях и песнях духовных.». Проводя дни и ночи в молитве и помышлении о Боге, он не позволял себе и на малое время ложиться на ребрах, лишь в случае крайнего изнемождения стоял, опираясь на деревянные крюки, вбитые в стены кельи, служившие ему вместо кресел; в таком положении был его кратковременный отдых.

Эти сведения Жития Преподобного в некоторой степени поясняют композицию скульптурного решения образа Святого. Оно довольно простое: Святой, согбенно согнувшись, опустив вниз голову, бородой упираясь в грудь, сидит, сложив согнутые в локтях руки на колени. В скульптурном образе Святой представлен облаченным в монашеские одежды: рясу – длинную просторную верхнюю одежду, мантию – длинный плащ без рукавов – «броню праведности». Поверх мантии – аналав, длинный плат с изображением Креста Господня и ору-дий Его страстей. На голове – куколь – остроконечный головной убор черного цвета с накидкой, покрывающей голову и плечи монаха, который назы-вают «покрывалом беззлобия». Очень часто преподобный Нил представлен с четками в руках – шнурком с нанизанными на него шариками для подсчета молитв и поклонов.

Скульптурный образ точно передает лик конкретного старца-пустынника. Его лицо вытянутое, с впалыми щеками, заостренным крупным прямым носом, с глубоко посаженными прикрытыми или полуприкрытыми глазами, с длинной широкой заостренной книзу бородой. Очень часто изображался в темной, почти черной, темно-коричневой, бордовой или желтой мантии. Куколь, аналав, подрясник преподобного часто по цвету отличаются от мантии. При любом цветовом решении обязательным и непременным требованием является точная передача Креста Господня на куколе и аналаве, орудия стра-стей Христовый, надписей. Все это было светло-серого, светло-коричневого цветов, иногда исполнялось киноварью.

Во многих скульптурах лик и руки Святого имели цвет светло-желтый с чуть красноватым оттенком, борода и брови седые, светло-серые или ярко белые, иногда русые – светло-коричневые; губы тонкие, плотно сжатые, часто отмечены темной охрой. В иных случаях лик и руки не окрашивались и сохраняли цвет и фактуру дерева.

Скульптуры разнообразны по размеру и назначению. Большие ростовые фигуры являлись храмовыми образами. Их сохранилось немного. Одна из таких фигур представлена в экспозиции нашего музея. Она датируется сере-диной XIX века.

Также создавалось великое множество небольших скульптур размером от 10 до 40 сантиметров, так называемые, раздаточные скульптуры. Монастырь Нилова пустынь, до его закрытия в 20-е годы ХХ столетия, был одним из посещаемых в России. До нескольких десятков тысяч паломников приходили сюда для того, чтобы прикоснуться к мощам Преподобного. И каждый из них увозил с собой образ преподобного чудотворца. Ясно, что такое огромное количество скульптурок монастырь не мог изготовить самостоятельно, очевидно, что в процесс их изготовления вовлекалось население близлежащих к монастырю сел и деревень. При этом скульптурки были безымянными, поэтому и имена мастеров-резчиков установить невозможно.

После возрождения обители в 1990-е годы, местные мастера вновь начали создавать скульптурные образы Нила Столобенского. Они делают храмовые образы, но чаще – небольшие раздаточные скульптуры. В 2011 году коллекция нашего музея пополнилась тремя скульптурами с образом Нила Столобенского работы современных осташковских резчиков: Дмитрия Митрофанова, Михаила Жалыбина и Сергея Веселова.

Наталья Артюхова, научный сотрудник Осташковского краеведческого музея

Список литературы
Барсегян Т.В. «Нилова пустынь Монастырь и мир». М., 2005.
Галашевич А.А. «Художественные памятники Селигерского края». М., 1983.
Преображенская Г.А., Ивлев Ю.П. «Консервация деревянной пластики». СПб, 2001.
Рудченко В.М. «Иконостасы XVIII — первой половины XIX века в храмах верхневолжских монастырей // Памятники русской архитектуры и монумен-тального искусства». М., 1983.
Успенский В.П. «Жизнь и подвиги преподобного Нила Столобенского чудотворца». // печатается по изданию 1913 года. М., 2011.

Последние новости

Минздрав РФ отказался от идеи контроля за больничными

Министерство здравоохранения Российской Федерации не будет контролировать количество выданных больничных листов, как планировалось ранее.

Об участии в совещании о ходе реализации региональных проектов на территории Тверской области

28.03.2025 начальник отдела правового обеспечения, контрольной и экспертно-аналитической деятельности управления финансово-бюджетного надзора и контроля Министерства Курашова С.А.

58 спортсменов из разных регионов страны приняли участие в чемпионате Тверской области по автомодельному спорту

В Твери на базе Дворца творчества детей и молодежи прошёл чемпионат Тверской области по автомодельному спорту в классах внедорожных радиоуправляемых моделей с электродвигателями в закрытом помещении.

В Твери продолжается благоустройство нового сквера в микрорайоне Юность и модернизация Центра образования № 49

Глава города Твери Алексей Огоньков проверил ход работ по строительству и благоустройству сквера на Молодежном бульваре.

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Старом Осколе на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *