Реликварий истории
После богоборческого XX века мы привыкли, что зачастую отношения Церкви и музеев складываются на основе, так сказать, общего пользования сакральным пространством,
После богоборческого XX века мы привыкли, что зачастую отношения Церкви и музеев складываются на основе, так сказать, общего пользования сакральным пространством, ведь по воле атеистических властей экспозиции нередко размещали в отобранных у верующих храмах, монастырях. Но в последнее время все чаще встречаются примеры принципиально иного плана: открываются церковные музеи, которые практически сразу вливаются в жизнь местного музейного сообщества, становятся достаточно заметной частью культурной жизни того или иного города.
Церковно-краеведческий музей открылся при ржевском храме Вознесения Господня еще в конце прошлого года. За несколько месяцев новая экспозиция обрела известность не только в самом Ржеве и его окрестностях – интерес к ней проявляют исследователи-краеведы из разных уголков Тверской области и других регионов, да и просто наши сограждане, интересующиеся историей Церкви и историей своей страны. Рассказывает директор приходского музея Светлана Алексеевна Громова.
С.А.Громова.JPG
Как возник замысел создания приходского музея? Кто участвовал в его реализации?
– К созданию музея «Православные святыни земли Ржевской» прихожан Вознесенского собора и его настоятеля, благочинного Ржевского района протоиерея Константина Чайкина побудило стремление сохранить материальные свидетельства о событиях нашей церковной истории и донести её до современников. Идею поддержали краеведы города, руководители городской и районной администраций, предприниматели, общественность. Предварительно была проведена большая работа по отбору будущих экспонатов.
4 ноября 2018 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, по благословению епископа Ржевского и Торопецкого Адриана состоялось открытие музейной экспозиции. Она расположена в цокольном этаже каменной Казанской часовни – одного из памятников городской архитектуры, который входит в удивительный по красоте храмовый ансамбль, созданный в XIX веке тщанием ржевского купца Павла Федоровича Сафронова. Мы можем видеть его на старой фотографии братьев Кольберг: каменная часовня Казанской Божией Матери, Вознесенский собор и – тёплая двухэтажная церковь Казанской Божией Матери. Она, к сожалению, безвозвратно утрачена в XX веке.
Весь храмовый ансамбль сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Лишь в год празднования 1000-летия Крещения Руси после долгого запустения возобновились богослужения в Вознесенском соборе. Тогда люди понесли в открывшийся храм сохраненные ими иконы, церковные книги, утварь. Многие святыни, пострадавшие от времени либо человеческого неразумения, находились в плачевном состоянии… Предметы, принесенные прихожанами, послужили основой музейной экспозиции. Среди экспонатов – иконы, многие из которых, увы, вряд ли возможно отреставрировать, церковная утварь, шитье, фрагменты фронтонов и фресок разрушенных храмов, а также старопечатные книги и тетради с переписанными от руки молитвами – наследие времени гонений.
Какие темы отражены в музейной экспозиции?
– Обычно осмотр экспозиции предваряет рассказ об истории появления храмового комплекса, где расположен музей. Основную часть экспозиции занимает раздел, рассказывающий о храмах земли Ржевской, сохранившихся и утраченных.
- копия.jpgОсобая тема – местные подвижники благочестия. Самый известный из них – протоиерей Матфей Константиновский, чье имя читающая Россия навсегда соединила с именем Н.В. Гоголя. В минувшем ноябре в музее прошла презентация книги протоиерея Алексея Расева «Очерк жизни в Бозе почившего Ржевского протоиерея о. Матфея Александровича Константиновского», изданной по благословению Владыки Адриана.
В данный момент идет работа по подготовке раздела «Русская Православная Церковь в советский период». Центральной темой здесь станет рассказ о новомучениках и исповедниках земли Ржевской, среди которых представители духовенства и миряне, репрессированные в годы советской власти.
И, конечно, поскольку Ржев – город воинской славы, в экспозиции представлены разделы, посвященные защитникам земли Русской, деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны и, в целом, свидетельствам о вере на войне, а также истории Ржева в военное лихолетье. Тут большую помощь в работе оказали ученики ржевской школы №2, где в конце семидесятых годов прошлого столетия был создан Музей боевой славы. Экспозиция школьного музея постоянно пополняется. Этому способствуют и ученики, и родители, и выпускники школы. Там появились и особые экспонаты: иконы и кресты, поднятые поисковиками вместе с останками советских солдат. Это подвигло школьников, многие из которых также являются учащимися приходской воскресной школы, к участию в создании церковного музея и установке поклонных крестов на братских могилах.
Отмечу, что краеведение, в том числе изучение церковной истории этих мест, находит все больший отклик среди ржевитян. Свои первые исследования на городских конференциях и краеведческих чтениях представляют школьники. Педагоги и воспитатели детских садов делятся своими наработками по истории края и с большим удовольствием посещают лекции по истории православных святынь. Представители «золотого возраста» также имеют возможность восполнить пробелы в знании церковной истории города и района, посещая занятия, которые проводят для них краеведы. Полученными знаниями представители старшего поколения делятся с детьми, внуками. В сети интернет создана группа «Древний Ржев», где жители могут обменяться информацией, найти редкие фотографии, обсудить их, задать вопрос и получить компетентный ответ специалистов. А теперь все желающие могут принять участие и в проводимых в музее при Вознесенском соборе краеведческих чтениях.
Первые экскурсии в музее проводили ученики приходской воскресной школы. Для детей экскурсионная работа – часть образовательного процесса или личная инициатива?
– Старшие учащиеся нашей воскресной школы уже имеют опыт исследовательской работы. Многие из них выступали на школьных конференциях, участвовали в региональных викторинах и олимпиадах по православному краеведению. Двое даже представляли свои работы на епархиальной конференции. Интерес к экскурсионной работе проявился у ребят по-разному. Кто-то был с юных лет экскурсоводом в школьном музее. Кто-то заинтересовался историей края на занятиях по краеведению в воскресной школе. Сейчас ее выпускники готовят себе смену из числа нынешних учеников.
Как музей работает сейчас? Постоянно открыт или доступен только по договоренности? Могут ли его посетить группы, одиночные посетители?
– Музей могут посетить как группы, так и одиночные посетители по предварительной договоренности. В воскресенье после литургии желающих всегда готовы здесь принять и провести для них экскурсию. Одними из первых с экспозицией познакомились ученики школ города и района, педагоги и воспитатели детских садов, библиотекари. Были гости из республики Саха, мы принимали и немецкую делегацию.
Поддерживает ли этот проект городская администрация? Есть ли надежда, что музей станет частью туристического маршрута для путешественников, приезжающих во Ржев?
– Появление музея при Вознесенском соборе с большим интересом было встречено как в городской, так и в районной администрациях. В декабре 2018 года на базе музея прошел семинар городского общественного совета по туризму, в его работе приняли участие представители профильного отдела одного из областных министерств. Было решено, что музей «Православные святыни земли Ржевской» станет частью туристического маршрута.
Нам хотелось бы, чтобы стало возможным открытие на приходской территории дополнительной экспозиции под открытым небом, где будут представлены макеты утраченных храмов города и района. В начале XX века в девятнадцати волостях Ржевского уезда значилось около полутора тысяч населенных пунктов – села, деревни, хутора, выселки, сторожки, пустоши, погосты, имения... Проживало в них, по данным на 1890 год, свыше 140 тысяч человек, около 30 тысяч в самом Ржеве. Православных храмов на этой территории было больше пяти десятков.
Сейчас, в начале XXI века, к сожалению, картина совсем иная. От многих сельских церквей района остался лишь фундамент, как от удивительной по своей красоте церкви бессребреников Космы и Дамиана, что на Монастырщине, построенной купцом Синягиным в память об отце и разрушенной в 1942 году. На эти руины сегодня больно смотреть.
К слову, прихожане Вознесенского собора под руководством настоятеля решили привести в порядок территорию одного такого разрушенного храма – в честь Сретения Господня, что находится в урочище Воробьево Ржевского района. Приняли посильное участие в этом благом деле и ученики воскресной школы.
Село Воробьево располагалось на пересечении реки Ажева и проселочной дороги, которая вела из села Азарово к старому Рижскому тракту. В XVIII веке там возвели исполненную в стиле барокко каменную Сретенскую церковь с теплыми приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Нила Столобенского. Строили на средства благодетелей и прихожан, которых на 1914 год насчитывалось 957 мужчин и 972 женщины. В годы Великой Отечественной войны храм, оказавшийся на прифронтовой территории, из-за артиллерийских обстрелов оказался практически полностью разрушен. Сохранились нижний ярус колокольни, центральная часть перекрытой крестовым сводом трапезной, фрагменты южной и восточной стен основного объема, а также алтарная апсида. Расчищая храм, мы увидели в стене пули, осколки снарядов… О жестоких боях, проходивших в этих местах, написано в книге ленинградской писательницы Валентины Чудаковой «Чижик – птичка с характером», где она рассказывает о том, что видела и чувствовала здесь, у этой сельской церкви-страдалицы.
Исчезло село Воробьево, не осталось деревень в окрестностях Сретенского храма, но молва людская разнесла благую весть о том, что мерзость запустения перестаёт царить в святом месте. А в нашем церковном музее после этого появились новые документальные свидетельства – воспоминания об истории этого сельского храма в послевоенный период. Их в благодарность за благое начинание передали те, кто помнит то непростое время. Радует, когда в таком важном деле появляются единомышленники, которые тоже хотят, чтобы их дети, внуки и правнуки верили в Бога, чтобы возрождались порушенные храмы.
Записала Ольга КИРЬЯНОВА
prichod.ru