Урок истории длиною почти в 735 верст: Маршрут «Государева дорога» проходит по четырем областям
Добраться до Петербурга из Москвы сейчас не составляет проблемы. На самолете путь займет полтора часа лету, на «Сапсане» – 4 часа, на автомобиле – 9–10 часов по трассе М-10.
Добраться до Петербурга из Москвы сейчас не составляет проблемы. На самолете путь займет полтора часа лету, на «Сапсане» – 4 часа, на автомобиле – 9–10 часов по трассе М-10.
Один только минус в скорости передвижения – по пути не удастся получить яркие впечатления от посещения исторических мест, музеев и памятников. А ведь путешествие из одной столицы в другую может получиться очень интересным и познавательным. Главное, не сбиться с туристического маршрута «Государева дорога».
По новым трассам – исторический маршрут
Концепция этого межрегионального проекта была разработана Правительством Тверской области в 2018 году. Идея понравилась и руководителям соседних областей, по которым проходит этот маршрут, и любителям путешествий. Теперь требуется довести эту идею до ума. Один из первых шагов уже сделан. Правительства Московской, Ленинградской, Новгородской, Тверской областей и Ростуризм заключили соглашение о создании этого проекта на Петербургском международном экономическом форуме. Цель проекта – создание единого культурно-просветительского пространства и объединение ресурсов сразу нескольких областей.
– С инициативой создания этого проекта выступила Тверская область, и мы с удовольствием поддержали инициативу соседей. Это маршрут от Москвы до Санкт-Петербурга, который поможет нашим людям, путешествующим по делам, увидеть Центральную часть России с разных сторон, – прокомментировала соглашение вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова.
Проект, напомним, предполагает создание единого маршрута по туристическим объектам в районе трасс М-10 и М-11. В Верхневолжье предлагается посетить храмовый комплекс села Завидово: церковь Успения Божией Матери и церковь Святой Живоначальной Троицы. Здесь же по соседству располагается музей «Государева дорога», который знакомит с бытом путешественников. Неподалеку в селе Городня находится единственный сохранившийся памятник архитектуры Великого Тверского княжества – церковь Рождества Богородицы. Ее возвели в конце XIV века в память о победе русского оружия на Куликовом поле. Познавательна будет остановка и в поселке Эммаус, где находится музей Калининского фронта. Запомнится посещение усадьбы Домотканово и музея знаменитого живописца Валентина Серова. Насыщенная экскурсия туристов ждет в Твери, и в Торжке, и в Вышнем Волочке. Следуя по маршруту, непременно надо заехать также в усадьбу Раёк, архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Василёво» и музей-терем «Птицы Счастья».
Как оно было
Отчеты о поездке многие наверняка выложат в Instagram или другую социальную сеть. Путешественникам прошлого приходилось ограничиваться записями или зарисовками.
Представьте, что в сентябре 1832 года Пушкин проделал весь путь за пять суток. «В сутки случалось мне сделать три станции. Лошади расковывались и – неслыханная вещь! – их подковывали на дороге. 10 лет езжу я по большим дорогам, отроду не видел ничего подобного…Теперь послушай, с кем я путешествовал, с кем провел я пять дней и пять ночей» (из письма А.С. Пушкина Н.Н. Пушкиной. 22 сентября 1832 г.). Для сведения: считается, что зимой средняя скорость ямщицкой тройки составляла 12 км в час, а летом и того меньше – 10 км в час.
О том, как выглядела сама дорога, находим в книге маркиза де Кюстина: «Шоссе, нужно сознаться, содержится в порядке, но оно очень твердо и неровно, так как щебень достаточно измельченный, плотно утрамбован и образует небольшие, но неподвижные возвышенности. Поэтому болты расшатываются, вылетают на каждом перегоне, на каждой станции коляска чинится, и теряешь время, выигранное в пути, где летишь в облаке пыли с головокружительной скоростью урагана».
У Пушкина по этому поводу было другое мнение: «Что сказать о моем путешествии! – пишет он из Торжка 1 ноября 1826 г. княгине В.Ф. Вяземской. – Оно продолжается при самых счастливых предзнаменованиях, за исключением отвратительной дороги и несносных ямщиков». Для нее же Пушкин купил в Торжке и сувенир местных народных промыслов – поясок золотного шитья. В письме П.В. Нащокину 27 мая 1836 г. Пушкин опять касается дорожной темы: «Путешествие мое было благополучно, хотя три раза чинил я коляску…».
Первый путеводитель
Очень подробно о маршруте Москва – Санкт-Петербург написал автор первого путеводителя по Государевой дороге Иван Фомич Глушков (1774–1848), уроженец Твери, впоследствии тверской вице-губернатор. У самой книги, изданной в Санкт-Петербурге в 1801 г., было пространное название: «Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами, дающий о городах, по оному лежащих, известия историческия, географическия и политическия с описанием обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест».
Труд, который Глушков посвятил супруге императора, был благосклонно принят государем Александром I и в 1802 году переиздан. А в 1805 г. вышло третье издание «Ручного дорожника…» на немецком языке. Наш первый отечественный путеводитель интересен не только тем, что в нем описаны все 25 почтовых станций на всем протяжении Государевой дороги, но и приводятся их описания, иногда краткие, а иногда очень подробные и с большим количеством самых различных деталей.
Тверь он описывает так: «Кроме всех изрядных строений, прямых и широких улиц, которыми Тверь славится, находятся в ней: 2 монастыря, 29 каменных церквей, Архиерейский загородный дом, публичный Воксал… Вы хотите знать, что есть Воксал? Это публичный сад, лежащий на крутом берегу Волги…Многолюдство в нем бывает великое».
Также мы узнаем, что двести лет назад своеобразной визитной карточкой Твери был пряник. «Тверской продукт есть жемки, крупчатые на меду с разными пряными кореньями, весьма вкусные и как снег белые пряники. Их есть разные виды: коврижки (четвероугольные), рыжики (круглой фигуры), стерлядки (рыбки), жемки (квадратные маленькие пластины)».
«Лучшее, – пишет Глушков уже о Торжке, – находится на правой стороне Тверцы, расположенное амфитеатром по косогору уступами к реке склоняющемуся». Автор насчитал в Торжке того времени 23 приходских церкви, а в каменном гостином дворе располагалось 111 лавок. Есть здесь и описание местных жителей: «Мужчины гостеприимны, обходительны, говорят чисто… женщины же еще более сохраняют седую древность…».
Автор описывает не только достопримечательности, но и жителей тех городов, по которым проходит Государева дорога. Вот как он пишет о вышневолоцких женщинах: «Женщины здешние без исключения во всех частях плотны». Кто знает, может быть, и по этому признаку сегодня можно отличить коренных жительниц Вышнего Волочка от приезжих… И далее: «Здесь женщины страстно привязаны к обработке льна и холстов…». Или: «Вышневолоцкие женщины почти поют свои слова».
День сегодняшний
Когда-то главная дорога России приносила благосостояние тем, кто жил рядом с ней. «Ехать нам нужно было по шоссе до Валдая... – пишет в воспоминаниях В.А. Панаев. – Проезжая прежде по шоссе мимо больших ямов и деревень с прекрасными постройками и видя там лавки и самовары по окнам домов, нам рисовались такими же и те деревни, куда мы должны были ехать...».
И сейчас, проезжая по трассе М-10, можно видеть «очаги торговли», где предлагается приобрести выращенные в огороде овощи или собранные в лесу грибы и ягоды. Но ресурс такой оживленной трассы можно использовать гораздо более эффективно: необходимо создавать инфраструктуру для обеспечения путешествующих ночлегом, питанием, развлечениями. Тогда и казне доход будет, а туристы же получат комфорт и впечатления.
При подготовке статьи использованы материалы, представленные членом Союза журналистов России Виктором Грибковым-Майским.
Елена ВЕСЕЛОВА
Это интересно
В прошлом всего на Государевой дороге находилось от 24 до 26 почтовых станций, которые были устроены еще к 80-м годам XVIII века.
Именно здесь на почтовых станциях путешественники меняли лошадей. Здесь жили станционные смотрители и ямщики.
Что именно представляли собой почтовые станции, очень хорошо описал известный путешественник – французский маркиз Астольф де Кюстин, посетивший Россию в 1839 году: «Дом, в котором я пишу, отличается элегантностью, представляющей собою разительный контраст со скудостью окружающей природы. Это в одно и то же время и почтовая станция, и гостиница, похожая на дачу богатого частного лица. Потолок и стены расписаны в итальянском стиле, нижний этаж состоит из нескольких просторных зал и напоминает провинциальный французский ресторан. Мебель обита кожей, стулья с соломенными сиденьями имеют опрятный вид. Везде расставлены большие диваны, могущие заменить кровати, но я по горькому опыту знаю, как опасно ими пользоваться, и даже не рискую на них садиться. Почтовые станции такого рода, хотя и менее изысканные, устроены на протяжении всего пути из Петербурга в Москву и содержатся за счет правительства».
Последние новости
Сотрудничество Твери и Цзянсу: новые горизонты для бизнеса
Встреча предпринимателей открывает новые возможности для торговли и культурного обмена.
Мобильные пункты для жителей Твери: восстановление электроснабжения после циклона
Специалисты «Тверьэнерго» организовали пункты для помощи населению.
Эксперты назвали новые тенденции в экономике России
Анализ текущих изменений и их влияние на будущее страны.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией