14.08.2023

В д. Рогожа Осташковского благочиния освящен трехпрестольный храм в честь Преображения Господня

В Неделю 10-ю по Пятидесятнице, предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня,

В Неделю 10-ю по Пятидесятнице, предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Великое освящение трехпрестольного храма в честь Преображения Господня в деревне Рогожа Осташковского благочиния.

Преображенская церковь XVIII века в селе Рогожа стоит на берегу Селижаровского плеса. Село Рогожа — одно из древнейших на Селигере — появилось у истока речки Селижаровки неслучайно. Для одних тут заканчивался озерный участок нелегкого «селигерского пути». Для других Рогожа становилась преддверием желанной новгородчины. 

Храм в селе Рогожа, сохранивший свой облик в первозданном виде, имеющий сходство с монастырскими соборами в городе и испытавший влияние более поздних архитектурных вкусов, является памятником переходного периода, где лучше всего можно проследить, как постепенно местное зодчество, тяготевшее к наследию конца XVII столетия, начинало впитывать новые веяния и осваивать новые формы.

Первоначально церковь строили на территории женской Пелагеиной пустыни. Храм достраивали уже после упразднения монастыря и освящали как приходской. В 30-е годы ХХ века церковь закрыли. С 1986 по 2019 год в церкви размещался музей природы Селигерского края. 11 октября 2019 года храм был передан Введенскому приходу деревни Кравотынь. В настоящее время в нём совершаются регулярные богослужения.

13 августа 2023 года митрополит Амвросий совершил Великое освящение церкви и Божественную литургию на главном престоле в честь Преображения Господня. Северный придел храма посвящен Введению во храм Божией Матери; южный — Рождеству святого Иоанна Предтечи. 

На Литургии главе митрополии сослужили: благочинный Осташковского церковного округа протоиерей Димитрий Марковский, настоятель храма протоиерей Алексий Соловьёв, наместник Нило-Столобенской пустыни игумен Гавриил (Баглай), насельники Нило-Столобенской пустыни иеромонах Нектарий (Антонов), иеромонах Иоасаф (Баркалов), руководитель административного секретариата священник Сергий Будков, клирик Воскресенского кафедрального собора г. Твери священник Максим Луканов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов), иеродиакон Николай (Бурцев).

На освящении храма и богослужении молились прихожане, паломники, гости прихода и участники благотворительного автопробега, прибывшие на Осташковскую землю из Москвы накануне.

За богослужением пел мужской квартет под управлением Александра Препелицы.

На первом антифоне владыка совершил хиротесию во иподиакона инока Николая (Бурцева). 

После Евангельского чтения митрополит Амвросий обратился к молящимся с проповедью :

Когда ученики спросили Господа Иисуса, почему они не смогли исцелить сына этого человека, Он ответил: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом». Это утверждение подчеркивает важность духовной дисциплины в нашей жизни. Время, проведенное в молитве и посте, усиливает нашу веру и приближает нас к Богу. Молитва и пост, как было уже сказано, — средства, которые позволяют нам общаться с Богом на более глубоком уровне. И сегодня, вступая в период Успенского поста, будем помнить об этом и о главном смысле нашего постного поприща. 

На сугубой ектении возносились молитвы о болящих, о восстановлении мира. После ектении архипастырь прочитал молитву о восстановлении мира. 

После Евхаристического канона митрополит Амвросий рукоположил во диакона иподиакона Николая (Бурцева).

Завершая богослужение, архиерей поздравил всех с воскресным днем, со значимым событием освящения храма и с первой совершëнной в этом храме хиротонией: 

Сегодня здесь поистине особое событие. Накануне праздника Пятидесятницы и в сам день Пятидесятницы в Церкви поется стихира «Преславная днесь». И, повторяя то событие, когда огненные языки снизошли на святых апостолов в Сионской горнице, Святая Церковь вновь употребляет слова «бысть шум». Вот это «бысть шум» сегодня особенно характерно для этого храма — шум снисхождения благодати Святого Духа, шум нашей общей молитвы, многочисленных людей, собравшихся сегодня в этот святой храм не только из близлежащих городов и весей, но и со всех концов нашего Отечества. Здесь на освященном престоле была совершена первая Божественная литургия, а также Таинство хиротонии — посвящение во диакона. Я думаю, что в истории этого храма никогда, скорее всего, такого не было. Это первое событие, случившееся вообще в истории этого храма, — хиротония. 

Поэтому сегодняшний день уже запечатлен историей и Святою Церковью как день особый — день обновления храма, его Великого освящения, как день особенный в его истории. И, конечно же, те люди, которые приложили свою руку, свои средства, свои таланты, свое время к тому, чтобы воссоздать этот храм, поистине счастливы. Ведь мы все когда-то уйдем в мир иной, но здесь, на земле, всегда будет совершаться молитва о всех создателях, воссоздателях, о всех здесь служивших и тех людях, которые дали этому храм новую жизнь. Через десятилетия, через века о них будет совершаться молитва. И я хочу восхититься мудростью этих людей, поскольку мы все понимаем, что всё, что мы имеем в этой жизни, — это всё от Бога, это всё не наше. Когда мы переступим порог времени и вечности, мы всё оставим здесь, но с каким знаком мы всё это оставим. Как говорят часто на Афоне, «у савана карманов нет». Но тогда, когда человек живет, работает, служит Богу, приносит Ему десятину по заповеди Божией, воссоздает храмы, участвует в жизни церковной, — он поистине счастлив на земле и спасен в вечности.

По случаю дня освящения церкви митрополит Амвросий вручил награды тем, кто особо потрудился для восстановления и благолепия Преображенской церкви, возрождения приходской жизни.

Медалью преподобного Нила Столобенского I степени награжден настоятель храма Преображения Господня деревни Рогожа Осташковского благочиния протоиерей Алексий Соловьёв.

Медалью преподобного Нила Столобенского II степени награжден генеральный директор ООО «Осташковсельхозэнерго» С.М. Тузов.

Медалями Тверской епархии также награждены:

В.А. Макаров и О.А. Макарова; А.У. Хайретдинов и А.И. Хайретдинова.

Архиерейские благословенные грамоты вручены:

С.И. Довганичу (староста Введенского прихода); А.Н. Пирогову (алтарник Введенского прихода); Л.И. Судаковой (певчая церковного хора Введенского прихода); В.П. Мелехину (прихожанин и благотворитель Введенского прихода); М.М. Тузову (начальник отдела ООО «ТСАХ»). 

После награждения митрополит Амвросий поздравил новопоставленного иеродиакона Николая и подарил ему служебник, Евангелие и богослужебную просфору: 

Несколько дней тому назад по моему благословению ты был пострижен в иночество в Нило-Столобенской пустыни наместником обители, в которой подвизаешься. Ты получил новое имя — Николай, в честь святителя Николая, митрополита Алма-Атинского, поразительная детская вера и доверие Богу которого пусть да будут твоим вдохновением и примером. Когда он размышлял о выборе жизненного пути и молился об этом Богу, ненароком он задел книгу о монастырях. Она упала, разогнулась, он поднял ее на том месте, где она разогнулась, и там содержалось описание Нило-Столобенской пустыни. И он тогда сказал сам: «Вот и указание Божие». Без всякого сомнения будущий святитель и исповедник XX века так и подумал, а потом, через несколько лет, прибыл в Нило-Столобенскую пустынь и принял постриг в обители на берегу Селигерского озера. Позже владыка Николай прошел все испытания, с которыми Церковь встретилась в богоборческие годы, — аресты, допросы, заключения и ссылки. Как ныне лжецерковь, так называемая ПЦУ, на Украине, так и тогда обновленцы на время подняли голову, и из-за них владыка был арестован. 

Сегодня ты был рукоположен в день памяти еще одного священномученика — Вениамина, митрополита Петроградского, арестованного и расстрелянного также по наветам обновленцев. И ныне, в XXI веке, видя, что происходит с Церковью нашей Христовой, особенно на Украине, невольно поражаешься цикличностью времени и тем, что было еще прежде написано: «Что было, то и будет, и нет ничего нового под солнцем». Я желаю, чтобы ты был верен Христу и Его Святой Церкви, которая всегда гонимая, но врата ада которую никогда не одолеют. Помни слова священномученика Вениамина, который на суде сказал: «Я не знаю, что вы объявите мне в вашем приговоре, — жизнь или смерть, но что бы вы в нём ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу очи свои горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: “Слава Тебе, Господи Боже, за всё”». Молитвами преподобного Нила Столобенского, святителя Николая Алма-Атинского, священномученика Вениамина Петроградского Господь да благословит предстоящий тебе путь служения. 

Архипастырь благословил всех молящихся в храме и подарил детям по шоколадке, а взрослым по книге «Добро пожаловать в Церковь».

По окончании Божественной литургии архипастырь подписал антиминс и Евангелие. 

Глава митрополии совершил освящение Поклонного креста, установленного на круглой каменной площадке у храма. После освящения была пропета «Вечная память». 

*** История Преображенской церкви в деревне Рогожа

В деревне Рогожа возник небольшой женский монастырь — Пелагеина пустынь, основание которого литературные источники прошлого столетия относят к концу XV века, то есть к тому времени, когда эти земли принадлежали волоцкому князю Борису Васильевичу.

В смутные годы польско-литовского нашествия пустынь, видимо, была полностью разорена. До конца XVII века она оставалась очень бедной: «И по тем де Нашим грамотам воеводы Наши земли не отмежевали и Игуменья де Ираида голодною смертью умерла, а они де (монашенки — прим.) ныне скитаются меж дворов и помирают голодною смертию», — записано в жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Пелагеиной пустыни.

Но и после этого положение монастыря не улучшилось. Опись второй половины XVII века вновь сообщает о его бедственном положении: «А в нем церковь Преображения Спасова древян клетцки. На монастыре три кельи, а в них живут старицы… питаются Государя Царя и Великого князя Михаила Федоровича и всея Руси жалованием, милостынными деньгами, а вотчины к тому монастырю нет».

Некоторое оживление наступило в 80-е годы XVII века, когда пустынь получила земли и монах Нилова монастыря старец Герман Лутохин, бывший до пострижения полковником и головою московских стрельцов Юрием Петровичем Лутохиным, на свои средства построил деревянную церковь. В 1694 году в Пелагеиной пустыни строится другая деревянная церковь, но вплоть до середины XVIII века никакого каменного строительства там не ведется.

В 1756 году на месте второй деревянной церкви состоялась закладка каменной. Вначале была построена трапезная, освященная в 1758 году, а вслед за ней и сам храм. Но достраивали его после упразднения монастыря по указу Екатерины II в 1767 году. Живших в нем монахинь перевели в осташковский Знаменский монастырь, и церковь освящали в 1770 году уже как приходскую.

Такое подробное знакомство со строительной историей рогожской церкви необходимо для того, чтобы можно было отчетливо представить, как развивались местные архитектурные традиции. Ведь закладка церкви состоялась примерно в одно время со строительством соборов в Житенном и Знаменском монастырях в Осташкове, а закончили ее тогда, когда была освящена городская Преображенская церковь и началось формирование нового центра Осташкова.

Эта церковь, как и городские монастырские соборы, тоже типа «восьмерик на двусветном четверике» и увенчана пятиглавием. С запада — трапезная с приделом, с востока — граненая апсида. Но первое, на что сразу же обращаешь внимание при ближайшем рассмотрении здания, — не композиция его объемов, не их сочетание друг с другом, а то, как разнообразно украшены его фасады и как перемешались два различных стиля. Трапезная, придел, нижний ярус четверика храма и апсида оформлены наличниками из фигурного кирпича в формах декора XVII столетия. Колонки, обрамляющие окна, с перехватами и дыньками. Наличники завершены кокошниками, причем на трапезной и апсиде их рисунок почти одинаковый. Наиболее нарядно декоративное обрамление ложного окна в центре апсиды. Если к этому добавить крыльца на столбах с севера и юга и перспективные порталы из фигурного кирпича, то может статься, что речь идет о памятнике архитектуры XVII века или о каком-то запоздалом всплеске в провинции форм, давно ставших анахронизмом в столице.

Декор фасадов выполнен с удивительным совершенством. Словно демонстрируя свое умение делать наряду с узорными наличниками барочное обрамление окон, второй ярус четверика мастер оформляет плоскими «дощатыми» наличниками. На первый взгляд может даже показаться, что ярусы церкви строили разные мастера. Но, приглядевшись к рисунку венчающему карнизы, базамы и капители, понимаешь, что это не так. Церковь от подошвы до глав построена одними и теми же мастерами. Кульминацией в композиции храма служит завершение восьмерика традиционным пятиглавием, с диагональной расстановкой барабанов, обработанных декоративными арочками.

Вплотную к трапезной примыкает колокольня, строительство которой было начато в 1856 году на месте деревянной. Это довольно заурядное столпообразное невысокое сооружение. Однако, украшая ее фасады, мастера пытались повторить те самые вазоны, которыми были некогда оформлены Вальский столп и колокольня Преображенской церкви в Осташкове.

В 30-е годы ХХ века церковь закрыли. Рядом с ней была создана МТС им. Тельмана, которая заняла и церковные помещения. С 1986 по 2019 год в церкви размещался музей природы Селигерского края.

Ныне храм восстановлен, в нём активно развивается приходская жизнь. Приход взаимодействует с реабилитационным центром «Сила воли». Настоятель прихода осуществляет тесное сотрудничество по окормлению пациентов с алкогольной и наркотической зависимостью реабилитационного центра «Сила воли», находящегося на канонической территории прихода. Священник посещает центр, где служит молебны, проводит беседы, а реабилитанты еженедельно посещают воскресные богослужения.

Пресс-служба Тверской епархии

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *