05.01.2023

В канун Рождественского сочельника митрополит Амвросий совершил уставные богослужения в Вознесенском Оршине монастыре

Церковь готовит верующих к празднику Рождества Христова сорокадневным постом.

Церковь готовит верующих к празднику Рождества Христова сорокадневным постом. Особенно эта подготовка усиливается в последние дни поста, в период предпразднства Рождества — со 2 по 6 января. 

В дни предпразднства Рождества Христова митрополит Амвросий принимал участие в уставных богослужениях в Покровском храме Николо-Малицкого монастыря: вечером 1, 2 и 3 января (вечерня, лития, малое повечерие с акафистом Божией Матери), а также утром 2 и 4 января (полунощница, утреня, часы). 2 и 4 января архипастырь совершал в обители Божественную литургию иерейским чином в сослужении клириков и братии монастыря.

5 января, в канун Навечерия Рождества Христова (Рождественского сочельника), глава Тверской митрополии совершил вечерню, малое повечерие и утреню в Вознесенском Оршине монастыре под Тверью.

Митрополит Амвросий прочитал канон на повечерии. Ирмосы канона «Волною морскою» в изложении архимандрита Матфея (Мормыля) исполнил хор духовенства.

Во время чтения кафизм на утрене архипастырь вынимал частицы из просфор и поминал о здравии и об упокоении тех, о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии и через лавку магазина «Талант». 

На богослужении сочельника звучали стихиры и тропари предпразднства. Тропарь «Написовашеся иногда…» напомнил о том, как Мария и Иосиф искали место, где можно было бы приготовить всё для рождения Младенца. «…И не было нигде им места для пристанища, но явилась Царице пещера, как красная палата. Христос рождается, чтобы воскресить прежде падший образ (Адамов)».

По окончании богослужения митрополит Амвросий обратился к собравшимся на молитву: 

Подобно тому как музыкальные инструменты настраивают перед тем, как на них играть серьезные произведения, сегодня мы настраиваем умы и души свои для того, чтобы выразить свою благодарность и любовь к нашему Небесному Отцу, Который нас ради, людей, и нашего ради спасения Своего Сына Единородного послал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. 

Для того чтобы Господь пришел на землю, нужен был чистый сосуд, который бы смог вместить Невместимого. И таким сосудом стала Избранница, Наследница человеческого рода — Пресвятая Богородица. Неслучайно в преддверии праздника Рождества Христова мы так много именно к Ней обращаемся словами песнопений. А второй день Христова Рождества посвящен Божией Матери, празднику, который мы называем Собором Пресвятой Богородицы. 

Удивительно, насколько богатое наследие оставила нам Святая Церковь, какие глубокие, пронзительные слова звучат в храмах, особенно в канун Христова Рождества, когда мы исполняем песнопения канона на повечерии, посвященного восхитительным событиям в Домостроительстве нашего спасения. Какими не просто духовными, святыми, но еще и умными были люди, оставившие нам это православного богословия богатство! 

Нам нередко приходится слышать о том, что верующие люди необразованны, многого в жизни не понимают, поэтому и верят в какие-то высшие силы. Но если мы хотя бы на миг даже прикоснемся к гимнографии нашей Церкви, то мы увидим, насколько превосходят всех нас по-настоящему верующие люди, которые проникали умом и сердцем своим в то, к чему желают и ангелы приникнуть, и, приоткрывая завесу Тайны, были способны для себя и для других людей сформулировать и преподать словесно глубину, насколько, конечно, это возможно для человека, живущего в ограниченном трехмерном пространстве. Какими удивительными, глубокими, мудрыми и умными были эти люди, и как они через слово свое обличают примитивный мир, который не хочет услышать эти слова, не хочет хотя бы в предпразднственные дни погрузиться в атмосферу богатства нашего православного богословия и церковной гимнографии, которая помогает нам совершить огранку своего сердца и в него, как в ясли, вместить Невместимого, хотя бы в моменты празднования Христова Рождества.

Благодарю Бога, сподобившего нас в этот вечер, накануне Рождественского сочельника, наслаждаться этой замечательной пищей богослужения, готовящего нас к встрече грядущего родиться Богомладенца. Благодарю Бога за то, что Он собрал нас вместе и привел нас в эту святую обитель и в другие храмы людей поистине верующих и неравнодушных к делу спасения, причастниками которого Господь хочет сделать каждого живущего на земле человека. Господь да воздаст каждому по любви и по молитве. С праздником грядущего Христова Рождества!

Справочная информация:

На богослужении митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Евгений Алексеев, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов)

***

Период предпразднства — это характерная особенность двунадесятых праздников, в число которых входит и Рождество Христово. Богослужение предпразднства наполнено песнопениями в честь приближающегося праздника. Как правило, церковный устав ограничивает предпразднства двунадесятых праздников одним днем. Исключение составляют лишь два величайших после Святой Пасхи праздника — Рождество Христово и Крещение Господне. Предпразднство первого продолжается пять дней, а второго — четыре.

Сочельник

Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после Литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть сочельника проходит в полном неядении.

Традиция не вкушать пищи до первой вечерней звезды связана с воспоминанием о явлении звезды на Востоке (Мф 2:2), возвестившем о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.

Пресс-служба Тверской епархии

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *