22.05.2019

В поисках города святого Николая

В 2013 году Алишер Усманов подарил Русскому географическому обществу более 70 уникальных карт XIV–XIX веков.

В 2013 году Алишер Усманов подарил Русскому географическому обществу более 70 уникальных карт XIV–XIX веков. В сентябре этого же года они были показаны широкой публике. Вероятно, среди этих экспонатов была и «Карта мира Франсуа де Бельфоре от 1575 года», содержащая загадочную информацию о городе святого Николая на Русском Севере. Изображение этого документа в интернете обнаружил архангелогородец Андрей Есипов. Он самостоятельно изучил карту и пришел к выводу, что город имени святого мог располагаться в Онежском районе Архангельской области. И даже выдвинул свою гипотезу.

– Точка «S. Nicolas» стоит на берегу Белого моря. Сравнив с современными картами, я определил, что это может быть нынешний посёлок Малошуйка. А кто такой святой Николай? Правильно, дед Мороз! Где, как не на севере, ему жить? – рассказывает, улыбаясь, Андрей Николаевич.

Попробуем проверить смелую гипотезу Есипова. Из разговора с жителями поселка Малошуйка выяснилось, что города с именем святого никогда тут не было. Но в деревне Абрамовской, что рядом с посёлком, находится уникальный деревянный тройник. В его составе – летняя Никольская шатровая церковь.

– До неё была часовня. Сам храм два раза горел, но отстраивался заново, – рассказала старожил Малошуйки, уроженка деревни Абрамовской Антонина Шунина. – Николая Чудотворца всегда у нас почитали как заступника за моряков пред Господом. А мы тут все поморы.

Однако, по полученным сведениям, храм датируется 1638–1640 годами, а карта Бельфоре – 1575 года. Выходит, ищем не там? Знакомый псковский историк посмеялся над нашей версией: «Не было такого города. Этим что-то другое обозначали».

Ищем более подробные сведения об авторе документа. Из интернет-источников выясняется, что Франсуа де Бельфоре был французским писателем, поэтом и переводчиком XVI века. В 1568 году он стал историографом короля Франции Генриха III. Значит, мог составить карту.

Случайно в одной из статей обнаруживаем имя жителя Челябинска Дмитрия Мыльникова, тоже исследующего этот загадочный документ, находим его данные и связываемся с ним:

– Да, я изучал цифровое изображение этой карты. На ней обозначены только крупные административные центры или столицы государств и княжеств. Храмы и церкви на ней не показаны нигде. Так что «S. Nikolas» – какой-то крупный город, являющийся административным центром. Где находится оригинал карты, не знаю, полагаю – в Русском географическом обществе.

На сайте РГО находим сообщение о том, что в 2013 году российский предприниматель Алишер Усманов передал в дар организации коллекцию из 70 исторических карт. Чтобы выяснить это точно, делаем запрос в географическое общество. Но на момент публикации ответ так и не пришел.

Неожиданно возникает еще одна версия – Николо-Корельский монастырь в устье Белого моря, основанный еще в XV веке. В иностранных источниках обитель упоминается как «рейд Святого Николая». Обращаемся за разъяснениями к заведующему кафедрой теории и истории государства и права Северного Арктического федерального университета Сергею Шаляпину.

– Карт XVI–XVII века известно очень много. Когда английская экспедиция капитана Ченслера в 1553 году попала в Белое море и высадилась у Николо-Корельского монастыря в устье Двины, то это место стали отмечать как «залив Святого Николая». Карты тогда были только рукописные, составлялись приблизительно, часто по словесному описанию морского пути, и хранили их в тайне. Когда же информация попала во французские и голландские документы, то все «искажения» перешли в них, – пояснил историк. – Более точно моряки определились с положением «Святого Николая» только в конце 70-х – начале 80-х годов XVI века, после того как французские и голландские корабли стали приходить к устью Северной Двины. На этих картах уже четко видно, что «Святой Николай» – это место расположения Николо-Корельского монастыря.

Почему так полюбился монастырь иностранцам?

– Англичане на Яграх выстроили себе гостевой дом и товарные склады. В монастыре они заказывали молебны. Закупали рыбу, скот для пропитания. И долго не хотели оттуда уезжать, вплоть до 1597 года. Они воспринимали рейд как своё историческое место – откуда у них отношения с московским царством начались. Да и в самом монастыре долгое время был крупнейший по размеру Никольский храм на Севере. Сейчас он каменный. А ранее на его месте, в XV веке, стояла деревянная шатровая церковь высотой 70 метров. Это как 15-этажный дом. Для моряков-англичан она была ещё и своеобразным маяком, ведь навигационного оборудования тогда не было, а берега наши низкие. Известно, что в XVI веке из-за шторма храм рухнул, так англичане жертвовали на него восстановление. Иностранцев привлекала и сама местность, природа.

Это англичане дали острову Ягры название «Розовый» из-за его растений?

– Зафиксирован случай, когда известный английский ботаник Джон Традескант в начале XVII века вывозил с Ягр кусты шиповника с крупными розовыми цветами для английского двора. И этот шиповник несколько столетий разводился в Англии под именем «московская роза».

Значит, не было никакого города имени святого, банальный картографический казус. И отметка «S.Nicolas» означает Николо-Корельский монастырь?

– На самом деле именем святителя Николая можно было назвать практически любое село на побережье Белого моря – в каждом из них обязательно был Никольский храм. Поморы еще в XIX веке говорили: «от Холмогор до Колы – 33 Николы». Когда они шли из Холмогор по Двине и огибали Кольский полуостров, столько там храмов насчитывали. Но, думается, если еще и часовни посчитать, то больше, чем тридцать три. Только мы не знаем, были ли там храмы в XVI веке. А вот то, что Николо-Корельский монастырь уже существовал, – точно. Основан он около 1410 года.

Ольга ВИШНЕВСКАЯ Публикация журнала  «Вестник Архангельской митрополии» prichod.ru  

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *