В Троицкий храм деревни Крутец Конаковского района вернулась чудотворная Казанская икона Божией Матери
22 июля в год 195-летия окончания строительства Троицкой церкви деревни Крутец произошло поистине историческое событие:
22 июля в год 195-летия окончания строительства Троицкой церкви деревни Крутец произошло поистине историческое событие: в ее стены вернулась чудотворная Казанская икона Божией Матери и впервые в истории храма в нём было совершено архиерейское богослужение.
До наших дней едва сохранилась каменная трехпрестольная церковь, построенная по храмозданной грамоте 1822 г. по проекту губернского архитектора Легранда. Строительство каменной трехпрестольной церкви завершилось в 1828 г. С 1937 г., когда был арестован ее настоятель протоиерей Василий, церковь была закрыта для богослужений и долгие десятилетия использовалась в качестве склада. Впоследствии храм практически превратился руины. В 2013 г. силами местных жителей начато восстановление, в 2014 г. совершено первое богослужение.
В начале XX в. в храме находился образ Казанской иконы Божией Матери, от которого верующие неоднократно получали исцеления от болезней и помощь в нуждах и скорбях. Во времена безбожия, в 30-х гг. XX в., икона была украдена и, по словам старожилов, чудным образом была обретена на плесе реки Крутец. После обретения иконы это место стали почитать, и местные жители прозвали его Святым плесом. В 1937 г. храм был закрыт, а чудотворный образ был передан на хранение в Ильинский храм села Селихово Конаковского района, где находился до этого дня.
Перед Литургией из Ильинского храма в Селихове была привезена чудотворная Казанская икона Божией Матери, находившаяся в Крутце до 1937 г. Под звон колоколов и пение хора митрополит Амвросий внес чудотворный образ по дорожке, устланной цветами, и установил в храме. Молящиеся встречали святыню на коленях и с пением тропаря Казанскому образу Пресвятой Богородицы.
На Божественной литургии архипастырю сослужили: настоятель храма протоиерей Игорь Герман, духовенство благочиния: протоиереи Григорий Припутников, Виктор Гуров, Олег Шерышев, священники Антоний Богдюн, Александр Сопига, Виктор Никитенко и Николай Березин.
За богослужением пел хор храма под управлением регента Глории Герман.
На богослужении молились прихожане, паломники и гости храма, в числе которых — глава Конаковского района О.В. Лобановский, заместитель главы администрации Конаковского района по социальной политике А.А. Бородина, глава Ручьевского сельского поселения А.В. Земскова.
После чтения Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь :
Следование за Христом не допускает альтернатив. Любой обходной путь отклоняет нас от Бога. Следование за Христом — это бесконечное самоотвержение, жертва ради Него. Хотя Господь наставляет нас на любовь к ближнему, важно помнить, что любовь к Богу всегда должна быть на первом месте. Да, мы должны любить людей, но эта привязанность не должна превышать нашу любовь к Богу.
Тот, кого мы любим больше всего, занимает особое место в нашем сердце и становится нашим богом. Это может быть не только другой человек, но и имущество, убеждения, ценности, которые затмевают Божий свет в наших духовных глазах. Спаситель предостерегает нас от этого, и это предостережение распространяется не только на Его учеников, но и на всех нас.
На сугубой ектении были вознесены прошения об Отечестве и мире.
На заупокойной ектении молились о почивших настоятелях храма: протоиереях Иоанне Алексееве Хохлове, Феодоре Яковлеве Ершове и Василии Андреевиче Лебедеве, бывшем арестованным в 1937 г., создателях и прихожанах храма.
По отпусте митрополит Амвросий поздравил собравшихся с юбилейной датой со дня строительства Троицкого храма:
Всех вас поздравляю с праздником Казанской иконы Божией Матери. Хотя по церковному календарю мы вчера отмечали это торжество, но в связи с тем, что вчера я был во граде Казани и молился у чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Казанской, на месте ее явления в воссозданном величественном, великолепном Казанском соборе, здесь мы решили совершить еще одно богослужение и помолиться перед иконой Божией Матери Казанской в нынешний день, на второй день ее торжества.
Некоторое время назад я посетил Троицкий храм в деревне Крутец и, когда изучил его историю и, конечно, увидел фотографии, свидетельствующие о его поругании и разрушении, восхитился трудами отца настоятеля и тех людей, которые поверили в него и вложили сюда свои средства, время, таланты для того, чтобы начать воссоздавать этот храм. Я знаю, что такое воссоздание храма, не понаслышке и поэтому представляю, какая колоссальная работа проведена здесь, несмотря на то, что еще предстоит положить много трудов. Я сердечно благодарю, дорогой отец Игорь, Вас и всех Ваших соработников за вашу веру, за ваше дерзновение, за вашу смелость.
Бог боязливых не любит. Он любит смелых. И Он дает во много крат больше тому, кто ничего не боится — не боится не ради себя, не ради чего-то, а ради дела Божиего. Я, конечно же, если могу так сказать, привез всем вам благословение Божией Матери из того храма, который воссоздан в Татарстане, на месте обретения иконы. Это величественный собор, необыкновенный по своему убранству и богатству, который собирает тысячи людей в праздник Казанской иконы Божией Матери. С удивлением для себя и радостью признаюсь, увидел группу людей, весьма немалую, приехавшую с Тверской земли для того, чтобы помолиться у величайшей святыни нашего Отечества.
Здесь у нас, на Тверской земле, родился один удивительный человек. Может быть, о нём кто-то слышал. Его звали иеромонах Павел (Троицкий). Он происходил из Кувшиновского района. Его папа был священником, служившим в одном из храмов Торжка. С детства будущий иеромонах Павел любил храм — пономарил, молился, читал и пел. И когда он возрос, то понял, что жизнь свою хочет посвятить Богу всецело. Тогда он уехал в Москву, в Данилов монастырь, обратился к настоятелю обители и через некоторое время принял там монашеский постриг. Затем последовали времена разрушения наших храмов, поругания Церкви и разрушения нашего Отечества. Его дважды арестовывали, в ссылках и лагерях его сильно избивали, над ним издевались, как над верующим человеком. И он вернулся из второго заключения уже не под своим именем. Никто не знал, что это тот самый Троицкий иеромонах Павел. У него был один верный человек — Агриппина, которая по благословению архипастырей, связанных с Даниловым монастырем, и на то время известных старцев отправилась на поезде во все ссылки и как бы параллельно во всех условиях вместе с ним прошла всё. Конечно, не будучи заключенной, но находясь где-то рядом, передавая ему посылки и как-то заботясь о нём весь его трудный исповеднический путь. И она одна только знала, кто он такой. И через некоторое время, будучи уже наделен за свои страдания потрясающим даром прозорливости, он благословил ей выйти на людей, которые ныне известны в Церкви.
Это епископ Верейский Пантелеимон, это ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв, это покойный уже отец Всеволод Шпиллер, это тоже уже ныне покойный протоиерей Дмитрий Смирнов. Иеромонах Павел Троицкий вступил с ними в переписку и позволял через Агриппину и еще нескольких людей передавать ему какие-то вопросы. Они писали, и у них сохранилось от него около четырехсот писем. Но они никогда его не видели. Он унаследовал как бы подвиг небесного покровителя, в честь которого был назван. Он был таким же отшельником, как и его небесный покровитель, до такой степени, что он благословил Агриппине даже не говорить никому ничего о его кончине, когда он умер и где он похоронен. Когда он скончался, то по каким-то косвенным признакам была установлена его духовными чадами дата его кончины — 6 ноября — день иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Но Агриппина, будучи ему окончательно преданной, никому не открыла, даже нынешним известным священнослужителям, где он был погребен, выполняя его благословение. А они, я с ними не раз уже беседовал, свидетельствовали о том, что когда они передавали письма с вопросами, волнующими их, курьеру, то курьер тут же уже обратно передавал письмо от отца Павла, в котором содержались ответы на эти вопросы. А иногда он писал и о том, что еще не произошло, но что происходило через одну, две, три недели.
Я сейчас об этом человеке говорю потому, что еще нечто он заповедовал своим духовным чадам. Он просил их почитать прежде всего Казанскую икону Божией Матери. Он писал им, чтобы они молились именно перед Казанской иконой Божией Матери. И действительно, Казанская икона является самой известной и самой почитаемой в нашем народе. Хотя сама икона, которая была найдена девочкой Матроной, исчезла. Но сохранились списки с нее. И от Первообраза — Пресвятой Богородицы исходит к Ее образам благодать, утешение, милость и помощь. Это свидетельство веры и опыта, получаемого от веры, молитвы и от обращения, и опыта, который засвидетельствован историей Церкви и многими житиями святых и историями обычных людей.
Сегодня в этот храм вернулась чудотворная икона, которая некогда находилась здесь, — Казанский образ Пресвятой Богородицы, который вместе со своим народом в XX столетии тоже прошел путь огромных испытаний. Божия Матерь как бы разделила с русским народом его судьбу. Она тоже была гонима, ограблена, поругана. Но тем не менее ведомыми только Богу судьбами всё равно вернулась в Церковь через добрых людей, которые ее обрели и передали. В то время этот храм был уже закрыт. Но эта икона пробыла долгое время в храме пророка Илии в Селихове. И сегодня она через многие десятилетия впервые вновь переступила порог этого храма. Когда я вчера давал благословение ее сюда привезти, я подумал о том, что мы сегодня перед ней помолимся и потом только через какое-то время будем ее сюда возвращать. Но вот сегодня, когда я ее по дороге взял в руки и привез в этот храм, взирая на вас, людей, которые коленопреклоненно, со слезами на глазах ее встречали, не знаю даже, как сформулировать, что Господь показал в одно мгновение, но я понял — Богородица вернулась домой и ее икону уже невозможно забрать назад. И мы, конечно, благодарны отцу Виктору и всем благочестивым христианам, которые сохранили ее в Селиховском храме.
Затем митрополит Амвросий вручил церковные награды. За помощь в восстановлении порушенной святыни медалями преподобного Нила Столобенского II и III степени награждены:
настоятель храма протоиерей Игорь Герман, предприниматель Д.М. Усов.Архиерейскими благословенными грамотами награждены благодетели храма и помощники настоятеля по приходской деятельности:
глава Ручьевского поселения А.В. Земскова, П.А. Зыкин, С.Е. Картамышев, И.А. Цимбалюк, Е.Г. Гусакова.После богослужения архипастырь, духовенство и миряне прошли крестным ходом на источник в честь Казанской иконы Божией Матери в деревне Ручьи. Во время шествия пелись песнопения Божией Матери и тропари из чина малого освящения воды. Путь крестного хода с чудотворной иконой, который прошел к часовне у плеса и обратно, составил 8 километров.
В 2008 г. на месте чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери на плесе реки Крутец была воздвигнута деревянная часовня, рядом с которой поставили поклонный крест. В этом году его обновили. В часовне по четвергам и в дни празднований (21 июля и 4 ноября) совершаются молебны с акафистом Казанской иконе Пресвятой Богородицы.
Перед часовней был совершён чин малого освящения воды, затем архипастырь окропил молящихся и часовню изнутри. Затем митрополит Амвросий освятил новый поклонный крест.
После крестного хода в храме правящий архиерей благословил каждого из прибывших на праздник и подарил по книге «Добро пожаловать в Церковь». В дар храму архиерей передал напрестольную лампаду.
Митрополит Амвросий благословил ежегодное участие Казанской иконы из деревни Крутец в традиционном крестном ходе в Твери 4 ноября.
После богослужения в церковном доме прошла трапеза и общение архиерея с духовенством, прихожанами и представителями светской власти Конаковского района.
В тот же день архиерей принял настоятеля Вознесенского храма деревни Тешилово Конаковского района священника Александра Сопигу, познакомился с эскизом духовно-просветительского центра при Вознесенском храме и благословил строительство центра.
Справочная информация:***
Троицкий храм в Крутце
Строительство каменного храма продолжалось с 1822 по 1828 г. В 1829 г. был освящен правый придел — во имя святителя и чудотворца Николая, спустя год — другой придел — во имя преподобного Сергия Радонежского. Главный престол, в холодной церкви, — во Имя Живоначальной Троицы.
Масляная живопись храма выполнена в 1859 г., а трапезной — в 1860 г. Вскоре появилась каменная ограда (вместо прежней, из елового дерева) с воротами, развалины которых можно видеть и сейчас. Приход, по состоянию на вторую половину XIX в., составляли 310 дворов.
В середине 1910-х гг. было получено разрешение устроить новые иконостасы в приделах, произвести ремонт полов (в главном храме устроить плиточный пол, в приделах — деревянные), отремонтировать духовые печи, промыть стенную живопись и иконы во всей церкви. Работы велись на средства и текущие доходы церкви, на особые пожертвования прихожан и частных лиц, личные пожертвования церковного старосты и были исполнены мастерами «добросовестно и в наилучшем виде» к 1916 г. Известно, что церковь действовала до 1937 г. Служил в церкви протоиерей Василий Андреевич Лебедев, арестованный в ноябре 1937 г.
С 1937 г. церковь была закрыта для богослужений и долгие десятилетия использовалась в качестве склада. Прихожане, пытаясь сохранить иконы и богослужебную утварь от разграбления, уносили их в свои дома. В конце 30-х гг. был похищен, а затем усилиями прихожан чудесно обретен на плесе храмовый чудотворный образ Казанской иконы Пресвятой Богородицы, который передали на хранение в Ильинскую церковь села Селихово.
До 2013 г. церковь была закрыта, постепенно разрушалась.
В 2013 г. начато восстановление силами местных жителей, в 2014 г. проведено первое богослужение. С декабря 2016 г. настоятелем храма назначен протоиерей Игорь Герман. В этом же году реставрирован купол колокольни, воздвигнут крест; восстановлены крыша и купол летнего храма, также воздвигнут крест.
В 2017 г. отреставрировано подсобное помещение (на данный момент трапезная) на территории храма, постройки XIX в. В мае 2018 г. освящены и установлены колокола. В 2019 г. усилиями прихожан был залит пол в летнем и зимнем приделах, вставлены окна и двери. В 2020 г. сооружена крыша над зимним приделом храма.
Сегодня Троицкая церковь — архитектурный памятник первой половины XIX в., выстроенный в стиле провинциального ампира. Ее композиция включает: собственно храм (имеющий вид высокой световой ротонды на четверике) с апсидой, трапезную (зимнюю, теплую часть) с приделами и трехъярусную, увенчанную шпилем, колокольню, сооруженную иждивением прихожан в 1828 г.
Приход взаимодействует с местной общеобразовательной школой № 1. Формируется воскресная школа.
Пресс-служба Тверской епархии
Последние новости
Проверка прокуратуры выявила нарушения в бюджете Фировского района
Прокуратура обнаружила необоснованные расходы при предоставлении субсидий индивидуальным предпринимателям.
Сильный снегопад ожидается в Тверской области
МЧС России предупреждает о желтом уровне опасности.
Санитарная авиация МЧС России оказала помощь в Калязинском округе
Вертолет Ми-8 доставил врачей для срочной медицинской помощи.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку