18.09.2022

В Вышнем Волочке молитвенно почтили 23-ю годовщину канонизации новомучеников Тверских

18 сентября в Тверской епархии отметили память прославления в лике святых Тверских новомучеников.

18 сентября в Тверской епархии отметили память прославления в лике святых Тверских новомучеников. Торжества в честь тверских новомучеников и исповедников стали в Вышнем Волочке доброй традицией. Начало ей было положено 19 сентября 1999 года: тогда на Божественной литургии в Богоявленском соборе, которую возглавили семь архиереев Русской Православной Церкви, было совершено прославление семи подвижников благочестия, мучеников и исповедников, пострадавших от безбожной власти в 1930-е годы.

Это священномученики Алексий Бенеманский, Илия Громогласов (Тверь), Владимир Мощанский, Димитрий Беневоленский (Вышний Волочëк), Григорий Раевский, Николай Дмитров (Завидово), преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) (село Владычня Лихославльского района).

18 сентября, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в Богоявленском соборе Божественную литургию в сослужении и.о. благочинного Вышневолоцкого церковного округа, и.о. настоятеля собора священника Игоря Киричука, клирика собора священника Александра Новосёлова. На одном из клиросов собора пел детский хор. Дети алтарники помогали за Литургией по службе. 

Накануне праздничного дня глава Тверской митрополии молился за всенощным бдением в Николаевском Малицком монастыре Твери.

На праздничном воскресном богослужении молились настоятельница Казанского Вышневолоцкого монастыря игумения София (Сухова), прихожане и гости города.

Подвиг Тверских новомучеников оставил в назидание верующим многочисленные примеры стойкого сопротивления богоборческой власти. Священнослужители и миряне окрестных сел и деревень проявили стойкость и мужество в стоянии за православную веру, многие из них — ценой собственной жизни. 

Во время Херувимской песни митрополит Амвросий помянул о здравии и об упокоении тех, о ком на сайте епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

Вынимая частицу из просфоры на Херувимской песни, архиерей произнес особую покаянную молитву о мире:

Господи Иисусе Христе Боже наш, приими жертву сию в оставление всех грехов и беззаконий наших, имиже раздражихом Твое человеколюбие и прогневахом Твою благость: и отврати от нас весь гнев Свой, праведно движимый на ны, и утиши вся крамолы и нестроения, и раздоры ныне сущия, и кровопролития, и междоусобную брань утоли, и подаждь мир и тишину, любовь же и утверждение и скорое примирение людем Твоим, ихже честною Твоею искупил еси кровию, славы ради имене Твоего, утверждения же и укрепления Церкве Твоея Святыя .

По запричастном стихе клирик Богоявленского собора священник Александр Новосёлов обратился к молящимся с проповедью на тему Евангельского чтения. 

По заамвонной молитве был совершён крестный ход вокруг храма и соборно пропето славление новомученикам Тверским. Архипастырь прочитал молитву новомученикам.

Глава Тверской митрополии обратился к молящимся с проповедью о Евангельском чтении:

Сегодня мы все слышали Евангельское чтение о званных на брачный пир. Те, кто читает Евангелие, хорошо знают эту притчу. Смысл ее состоит в том, что хозяин позвал на пир людей и они сначала согласились, а потом отказались. И тогда он стал звать менее знатных, не тех, кого приглашал ранее, выйдя на дороги и распутья, стал зазывать к себе всех, кого встретил на своем пути. И таким образом палата, где проходил этот брачный пир, наполнилась людьми. У этой притчи есть продолжение, о котором было сегодня сказано во время проповеди. Но мне хотелось бы обратить внимание именно на первую ее часть и несколько по-иному, применив ее к сегодняшней нашей жизни, постараться осмыслить.

Буквально вчера от одного ревностного священника нашей Тверской земли я получил письмо, наполненное переживаниями и глубокой болью о том, что многие люди, к огромному сожалению, не хотят знать Бога и трудиться ради Его Святой Церкви. В его храме на протяжении уже нескольких месяцев ревностно, совершенно безвозмездно, трудится муж одной православной христианки, который сам является по исповеданию мусульманином. Он после своих трудов на работе приходит в этот храм практически ежедневно и делает своими руками те хозяйственные работы, которые вполне могли бы сделать прихожане этого храма. Но, как и в притче, — у одного одно дело, у другого — другое, а на самом деле — нет любви к Богу и к Церкви. Церковь и храм оказываются ненужными; тем местом, где, как в советское время говорили, можно удовлетворить религиозные потребности, взять от Бога то, что хочется, и уйти.

И этот мусульманин через несколько месяцев подошел к священнику и сказал: «Батюшка, как мне скорбно видеть, что вашим людям Церковь не нужна и Бог не нужен. Вы постоянно зовете людей помочь в воссоздании храма, Вы сами, — а это действительно так, — вместе с матушкой после Литургии, которая совершается в пустом храме практически ежедневно в присутствии нескольких человек, засучив рукава, вычищаете так называемый исторический слой, вывозите машинами мусор, приводите храм в порядок, белите, выполняете самые тяжелые хозяйственные работы. Вы зовете своих прихожан помочь, и почти никто не приходит. Я вижу, вашему народу Бог и Церковь не нужны, а раз Бог и Церковь не нужны, значит, у народа нет будущего».

Очень страшно слышать такое обличение от человека иной веры, который, будучи воспитан в ней и погружен изначально в свою культуру, всякий раз, когда приходит время, молится по положенному там правилу. Но он не видит этого в том народе, в котором нашел себе жену, в той земле, в которую приехал, чтобы трудиться вместе с другими людьми. Это касается и храма; это касается и улиц наших городов; это касается и тех, кто выше и обладает какими-то возможностями, но не всегда откликается на просьбы или, откликаясь, нередко поставляет во главу угла свои меркантильные цели; это касается и людей, некоторые из которых пытаются еще и заработать на Церкви.

Я вспоминаю свое детство и тех людей, которые тогда Церковь составляли. У нас мысли даже не было, чтобы выставлять какие-то свои условия, для того чтобы в Церкви трудиться. Нынешние волонтеры, молодежь отдают себя людям нуждающимся, раненым, больным и за это не требуют денег. Многие же из тех, кто вроде бы и готов что-то сделать для храма, и мог бы просто потрудиться во славу Божию, сразу выставляют условия об оплате. Работать Богу только исходя из целей заработать — это не просто не благословенно, это кощунственно и преступно. И нет благословения Божиего у тех людей, которые именно таким образом подходят к своему служению. Безусловно, в Церкви есть священнослужители и церковнослужители, которые жизнь свою посвящают только этому с утра до вечера и питаются от алтаря, и они нуждаются в средствах. Но когда есть основная работа, когда есть своя семья, когда есть цель в жизни и больше нет никаких намерений послужить Богу, как только получить за это мзду, — такой христианин, по сути, перестает быть христианином, потому что вступает с Богом в торговые отношения. А с Богом, так же как с родным отцом или с родной матерью, в торговые и меркантильные отношения не вступают. Эти отношения зиждутся на любви, на жертвенности, на том, чтобы принести себя, свои таланты, возможно, какие-то заработанные средства к подножию, которое для нас является самым святым и вожделенным, — к подножию престола Божия. 

Хочется пожелать, дорогие братья и сестры, чтобы мы, христиане, будучи званными на брачный пир нашего Небесного Отца, не уклонились от него так, как это сделали люди из сегодняшней притчи, не забывали дорогу в храм и приходили в него с таким сердцем, а иначе сказать, в той одежде, которую нам даровал Господь. Не разрывая ее, не пачкая ее и не употребляя ее для того, чтобы быть людьми алчными и корыстными. Действительно больно, что многие наши храмы сегодня не столь наполнены, как могли бы быть, ведь сколько крещеных у нас людей на Тверской земле, в нашем Отечестве, но какая малая часть из всех крещеных знает Бога и хочет работать Ему со страхом и радоваться с трепетом. В этом, конечно, и наше призвание: будучи людьми церковными, других научить, вдохновить собственным примером, увлечь и самим быть верными, добрыми, трудолюбивыми членами церковной общины, вокруг которой и складывается настоящая церковная жизнь.

Молитвами наших новомучеников, на крови которых сегодня и построено наше с вами относительное благополучие, а я имею в виду, конечно, прежде всего свободу ходить в храм, верить, молиться и жить церковной жизнью, — Господь да вразумит всех нас, да подаст нам такую же веру, такую же жертвенность и такое же горение, какое было у этих людей. И даст нам силы, мудрость и возможность быть примером для тех, кто еще пока отказался, будучи приглашенным, прийти на пир Небесного Отца и кого мы, Богу содействующу, своими трудами, словом и примером призваны уловить в евангельские сети.

Архипастырь вручил помощникам настоятеля и благодетелям Архиерейские благословенные грамоты во внимание к трудам на благо Богоявленского собора и по благоукрашению храмов благочиния.

Справочная информация:

На Литургии архипастырю сослужили и.о. благочинного Вышневолоцкого округа священник Игорь Киричук, священник Александр Новосёлов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов. 

За богослужением пел хор храма под руководством Марины Пружанской и детский хор храма под руководством Светланы Чистяковой. 

***

Канонизация Тверских новомучеников прошла 18–19 сентября 1999 года. Для причисления к лику святых семи новомучеников собралось семь архиереев: 

митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин), Управляющий делами МП  (сейчас митрополит Воронежский и Лискинский), архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий (Саввин) (сейчас на покое), архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) (сейчас митрополит), архиепископ Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) (сейчас на покое), архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) (сейчас митрополит Астанайский и Казахстанский), архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон (Ишунин), епископ Томский и Асиновский Ростислав (Девятов) (сейчас митрополит).

Храм был полон богомольцев со всей области, приехавших на прославление. Среди них были и живые свидетели, и родственники новомучеников.

Пресс-служба Тверской епархии

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *