Известный артист Иноземцев учит тверских студентов древнему искусству

Фото: Алина Аполлонова Жонглирование так стремительно входит в повседневную жизнь, так широко распространяется в среде городской молодежи, что заслужило право называться хобби XXI века.

Фото: Алина Аполлонова

Жонглирование так стремительно входит в повседневную жизнь, так широко распространяется в среде городской молодежи, что заслужило право называться хобби XXI века. И представлять его только жанром циркового искусства сегодня, наверное, неправильно.

Оно, кроме того, становится элементом лечебной физкультуры в реабилитационных центрах: это отличная нейрогимнастика для людей, переживших инсульт, с рассеянным склерозом, ДЦП, аутизмом. Специалисты говорят о лечебном эффекте мячей, ритмичная манипуляция которыми активизирует отвечающую за память зону мозга, спасает зрение, помогает излечиться от депрессии, развивает способности к творчеству и обучению.

– Хочу показать, что цирковое искусство – нечто гораздо большее, чем просто развлечение публики, – говорит артист цирка, преподаватель жонглирования кафедры циркового искусства Тверского колледжа культуры Александр Иноземцев. Ему 24 года, 15 из них он жонглирует.

Иноземцев – лауреат многочисленных цирковых фестивалей, обладатель спецприза за режиссуру VI Международного фестиваля-конкурса циркового искусства «Тверская Феерия», ему принадлежат мировые рекорды по жонглированию булавами на время, их можно видеть в Интернете. «На тренировку, где учат спортивному жонглированию, наведался сам Иноземцев!» – написали на сайте школы жонглирования в Нижнем Новгороде, когда там проходила Российская жонглерская конвенция. Эти встречи, каждый год собирающие любителей и профессионалов оригинального жанра со всей России и ближнего зарубежья, они называют самым масштабным тематическим событием на всем постсоветском пространстве.

Лучший способ поближе познакомиться с этим артистом – побывать на его мастер-классе. Саша работает с разными предметами, но для встречи приготовил мячики, отличающиеся друг от друга только цветом. Каждый из нас получил три мячика – забегая вперед, скажем, что к концу занятий пусть не очень складно, но мы могли жонглировать сразу всеми тремя.

Овечка и охотник Фото: Алина Аполлонова

Для Саши это было просто развлечением, пока не пришло осознание, что это – призвание, жить без него он не может. Понять это помогла встреча с единомышленниками из жонглерской конвенции, на которой познакомился с мастерами и стал у них учиться.

– Жонглирование для меня – это медитация, конструктор, визуализация музыки. Оно не может работать без ритма. Если вы хотите услышать музыку, включайте плеер, если хотите увидеть ее, то это жонглирование. Есть жонглерский язык, попробуем сегодня разговаривать на нем, – сказал на первых минутах занятия наш учитель и для начала предложил просто из руки в руку перекладывать мячик, стараясь на нем не концентрироваться. Потом – менять темп, подкидывать, перебрасывать из руки в руку. На этом этапе возникает желание переложить мяч – ресурсы человека ограничены, и поэтому мозг отбрасывает как негодные все сложные решения: он всегда ищет самые простые пути.

Для того чтобы стало получаться, следует принять правильную постановку тела и постараться ни о чем не думать, что, кстати, намного легче дается детям. Для этого надо войти в «режим овечки» – это животное не фокусируется ни на чем конкретно и при этом видит все. Один из самых важных навыков, которому Саша учит на своих занятиях, – чувствовать пространство.

Есть «режим охотника» – когда человек, наоборот, концентрируется на одном предмете. Если во время жонглирования сфокусироваться на мячике, он упадет – это проверить может каждый. И не надо провожать его взглядом, да это и невозможно, когда жонглируешь пятью предметами. Все действия происходят за счет натренированной мышечной памяти.

Мы выбрасываем мяч и, хлопнув руками, ловим его. Задача усложняется: детям предлагается сделать максимальное количество хлопков, но нам, взрослым, это вначале сложно. И поэтому только один хлопок, но за спиной. Потом один сзади, другой спереди. Главное, не сделать то, что кажется очевидным, – не перекинуть, а переложить мяч из руки в руку.

Следующий этап, самый сложный, показывает непосредственную связь жонглирования с ритмом. И другие задания, которые, несмотря на их кажущуюся легкость, оказались неожиданно сложными. Когда мяч определенного цвета прилетает в руку, надо топнуть, хлопнуть, издать какой-то звук.

Это пунктирное и сухое изложение занятия, длившегося больше двух часов, было результативным, очень веселым и радостным.

С котом на шее Фото: Алина Аполлонова

Саша рассказал нам о том, как он благодарен своей бабушке, водившей его на театральные и цирковые представления. В шесть лет мальчик сажал себе на шею кота и, балансируя, шел по разным ящикам, кидая при этом шарики. Кот помог появиться его первому цирковому трюку.

В городе Александров Владимирской области, где он жил, пришел в цирковую студию. Там научили жонглировать, и уже на следующий день он кидал три предмета. Иноземцев был звездой, в школе выступал на всех праздниках. Одни и те же номера показывать не хотелось, уже с детства было желание придумывать новые номера, а от него требовали показывать старое – то, что всем нравится. И он бросил жонглирование.

В 2017 году приехал в Санкт-Петербург на Российскую жонглерскую конвенцию и увидел, что люди делают непонятное. Раньше его учили, как надо правильно обходиться с теми же булавами, а оказывается, можно их и держать по-другому, и творить всякие штуки. Самостоятельно изучал все, что увидел, и через полгода научился новому стилю жонглирования. И с тех пор почти на каждой конвенции является хедлайнером.

Искусство – в массы

Сейчас Саша с головой ушел в преподавание, но поиски чего-то нового не прекращает. Он ставит жонглерский спектакль, для которого набирает команду. Выступает на концертах или спектаклях в Москве.

Как сказал Саша, театр ему ближе, чем цирк. Цирковые трюки он использует для создания сценического образа. Поэтому нравится французский стиль жонглирования: он помогает показать персонажа, который проживает свою историю. Важно отметить, что кроме жонглирования Иноземцев блестяще владеет искусством пантомимы.

После мастер-класса наша группа еще целый час общалась с педагогом. И это было не менее ценным, чем само занятие. Саша рассказал и показал нам номер, который посвятил хирургу, спасшему его. Причем так, что мы увидели спускающуюся сверху лампочку, ее свет, услышали музыку и звук сердца, ритм жизни, который, собственно, по мнению мастера, и является жонглированием.

Сейчас он продвигает это искусство в массы. В Европе есть несколько школ, где жонглирование преподается как предмет. Оно полезно людям разных возрастов: улучшает взаимодействие между полушариями мозга, снимает стресс, развивает ловкость, выносливость, выправляет осанку.

Жонглерские битвы

Фото: Алина Аполлонова

Александр участвует и в жонглерских играх, например, и в спортивном жонглировании (надо пробежать дистанцию 60 и более метров на время, жонглируя 3-7 предметами).

В жонглерских битвах на булавах (Fight Night Combat) в 2021 году занял первое место в мировом рейтинге. Соревнование, во время которого надо выбить своей булавой булаву противника, когда она в полете, Иноземцев превратил в шоу.

У него восемь мировых рекордов, три из которых перебили, но Саша собирается вернуть лидерство. Чтобы зафиксировать свой рекорд, более пяти часов жонглировал булавами и, чтобы было нескучно, параллельно смотрел фильм в это время. А на видео шла запись с включенным таймером.

Наш преподаватель освоил разные стили – советский, классический, французский (с элементами проката предмета по телу), латиноамериканский – это когда участвуют не только кисти, но локти и плечи.

Он выступал на многих площадках страны, жонглировал платками, целлофановыми пакетами, зонтиками, пустыми бутылками, вазами, пробками от бутылок, яйцами. Интересен синтез предметов, каждый из которых, разного веса и формы, выбрасывается в своем ритме и иной плоскости. Рассказывая нам об этом, одновременно жонглировал вешалкой для одежды, булавой и мячиком.

Театр и цирк

В этом году режиссер и педагог Тверского колледжа культуры Наталья Рыбакова попросила Александра Иноземцева помочь провести занятие по сценическому движению для студентов театрального отделения.

Он провел мастер-класс, а потом стал приходить в свободное время. В актерском тренинге много упражнений на координацию, студентам надо уметь владеть несколькими предметами, сосредотачиваться на одном, и при этом видеть все, что происходит в комнате.

– Я хорошо знаю Сашу как очень увлекающегося человека. Он купается в творчестве, загорается от него как спичка. И готов помогать тем, кто творит. Все время придумывает что-то новое – и этим живет. Студенты, потрясенные его пластикой, искусством жонглирования, смотрели на него как на небожителя. Но здесь важен процесс, и когда у ребят стало получаться, вот это была радость, – рассказывает Наталья Рыбакова.

Она, кроме того, – художественный руководитель Тверского театрального центра «Алые паруса». И намерена здесь организовать регулярные занятия для подростков и взрослых.

– Мы все понимаем пользу жонглирования. Сначала я привела Сашу в свой театр для взрослых людей, «Гримерку». Они были от него в восторге. Под его обаяние попадают все. В нашем центре занимается группа детей. Один ребенок, с ДЦП, руками не очень хорошо владеет, но с таким удовольствием подбрасывал мячики. И так радовался, когда стал очевиден результат.

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *